Аннотация

к рабочей программе дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности»

Направление подготовки: 54.05.03 «Графика»

Профиль подготовки: Художник анимации и компьютерной графики

Уровень образования: специалист

Квалификация (степень) выпускника: Художник анимации и компьютерной графики

Кафедра «Физического воспитания»

Форма обучения: очная.

Трудоемкость. Общая трудоемкость дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составляет 72 часа.

Цель изучения дисциплины: формирование целостного теоретического представления об основных приемах оказания первой помощи, методах защиты в условиях чрезвычайных ситуаций и навыков самостоятельного применения этих методов в профессиональной практике.

Место дисциплины в структуре образовательной программы. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в состав базовой части дисциплин, согласно учебному плану ООП по направлению подготовки 54.05.03 «Графика».

Краткая характеристика учебной дисциплины

Раздел I. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

1.1. Теоретические аспекты чрезвычайных ситуаций

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: сила и средства РСЧС, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, режимы функционирования РСЧС, роль и место гражданской обороны в решении задач РСЧС. Концентрация приемлемого риска: расчет риска, системный анализ безопасности, «дерево причин и опасностей» как система. Понятие о поражающих факторах чрезвычайных ситуаций и их классификация.

1.2. Прогнозирование обстановки при чрезвычайных ситуациях

Теоретические основы прогнозирования: общие положения прогнозирования, модели воздействия, законы разрушения сооружений и поражения людей. Прогнозирование последствий техногенных ЧС (на примере химических аварий). Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций природного характера.

Раздел II.  Чрезвычайные ситуации природного характера

2.1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера

Основные тенденции развития опасных природных явлений. Классификация чрезвычайных ситуаций природного происхождения.

2.2. Землетрясения

Причины землетрясений. Характеристика землетрясений: глубина очага, магнитуда, интенсивность энергии на поверхности. Прогнозирование землетрясений. Защита от землетрясений. Цунами. Извержения вулканов.

2.3. Наводнения

Классификация наводнений. Типы наводнений. Защита от наводнений и действия населения при угрозе наводнений.

2.4. Обвалы, оползни, сели, снежные лавины

Обвалы. Оползни: характеристика оползней, наблюдение за состоянием склонов. Проведение защитных работ. Соблюдение безопасного режима жизнедеятельности. Сели. Снежные лавины. Действия населения при угрозе схода оползней, обвалов, сели.

2.5. Лесные и торфяные пожары

Виды лесных пожаров и их последствия. Тушение лесных пожаров. Торфяные пожары. Борьба с торфяными пожарами.

2.6. Бури, ураганы, смерчи

Происхождение и оценка бурь, ураганов, смерчей. Меры по обеспечению безопасности при угрозе бурь, ураганов, смерчей. Действия населения при угрозе и во время бурь, ураганов, смерчей.

Раздел III.  Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них

3.1. Транспортные аварии и катастрофы

Аварии на городском транспорте: виды дорожно-транспортных происшествий, безопасное поведение в автотранспорте, особенности поведения в метро. Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте. Аварии на авиационном транспорте. Аварии на водном транспорте: характеристика спасательных средств, действия терпящих кораблекрушение, высадка с судна.

3.2. Пожары и взрывы

Классификация пожаро- и взрывоопасных объектов. Классификация пожаров и взрывов как причин чрезвычайных ситуаций. Виды пожаров. Классификация взрывов.

3.3. Чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом химически опасных веществ

Классификация аварийно-химически опасных веществ (АХОВ). Аварии с выбросом АХОВ. Воздействие химически опасных веществ на организм человека: виды воздействия АХОВ на организм человека, краткая характеристика некоторых видов АХОВ.

3.4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ

Естественные источники радиоактивности на Земле. АЭС и урановые рудники как источники радиоактивного загрязнения. Аварии на радиационно опасных объектах. Чернобыльская катастрофа и её последствия. Действия населения при аварии атомных станциях.

3.5. Гидродинамические аварии

Общие понятия о гидротехнических сооружениях и их классификация. Аварии на гидротехнических сооружениях. Причины и виды гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий и меры защиты населения. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий.

3.6. Влияние техногенных факторов среды обитания на здоровье населения

Окружающая среда и здоровье человека: химические факторы, биологические факторы, физические факторы. Влияние неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье человека. Охрана окружающей среды: природоохранная деятельность предприятий, экологическое право. Глобальные экологические проблемы современности: парниковый эффект, кислотные осадки, озоновый экран Земли, проблема отходов, антропогенное воздействие на гидросферу. Критерии оценки качества окружающей среды.

3.7. Безопасность трудовой деятельности

Охрана труда как безопасность жизнедеятельности в условиях производств: дисциплина труда, условия труда. Атмосферные условия производственной среды: химический состав воздуха, гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных помещений. Защита от шума и вибраций: воздействие шума, воздействие вибрации. Освещение производственных помещений: основные светотехнические характеристики, системы и виды производственного освещения, основные требования к производственному освещению, источники света и осветительные приборы. Производственный травматизм: расследование и учет несчастных случаев на производстве, причины несчастных случаев, страхование от несчастных случаев. Профилактика несчастных случаев.

Раздел IV. Чрезвычайные ситуации социального характера

4.1. Массовые беспорядки

Город, как среда повышенной опасности. Толпа, виды толпы. Паника. Массовые погромы. Безопасность в толпе.

4.2. ЧС криминального характера и защита от них

Кража. Мошенничество. Правила поведения в случаях посягательств на жизнь и здоровье: нападение на улице, приставания пьяного, изнасилование, нападение в автомобиле, опасность во время ночной остановки. Предупреждение криминальных посягательств в отношении детей. Необходимая самооборона в криминальных ситуациях: правовые основы самообороны, основные правила самообороны, средства самообороны и их использование.

4.3. Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма

Причины терроризма. Социально-психологические характеристики террориста. Международный терроризм: борьба с терроризмом, правила поведения для заложников.

Раздел V. Оказание первой помощи при неотложных состояниях

5.1. Оказание первой медицинской помощи при закрытых повреждениях

Закрытые переломы, ушибы, растяжения, разрывы связок и мышц, вывихи. Их виды. Основные правила оказания первой медицинской помощи при травматическом шоке.

5.2. Оказание первой медицинской помощи при открытых повреждениях и ожогах

Открытый перелом. Способы и приемы остановки наружного кровотечения. Виды кровотечений. Первая  помощь при большой открытой ране и при незначительных открытых ранениях. Основные правила оказания первой  помощи при термических ожогах. Основные правила оказания первой  помощи при химических ожогах кислотой и щелочью. Основные правила оказания первой  помощи при отморожении.

5.3. Транспортировка пострадавшего

Транспортировка пострадавших на штатных и импровизированных носилках. Транспортировка пострадавшего с помощью подручных средств. Транспортировка пострадавших одним человеком: на руках; на спине; на плече. Транспортировка пострадавших двумя людьми: способом «друг за другом»; способом «замок из трех рук»; способом «замок из четырех рук».

Раздел VI. Психологические аспекты чрезвычайной ситуации

6.1. Психопатологические последствия чрезвычайной ситуации

6.2. Личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности

     Личность типа жертвы. Личность безопасного типа поведения.

Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины: СПК-1.10.

Результаты освоения дисциплины (знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины):

Знать: правила техники безопасности при работе с художественными материалами.

Уметь: применять на практике знания правил техники безопасности при работе с художественными материалами.

Владеть: навыками  применения правил техники безопасности при работе с художественными материалами.

Формы проведения занятий, образовательные технологии: лекции, семинары.

Формы промежуточного контроля знаний: опрос, тестирование, защита выполненных заданий.

Форма итогового контроля знаний: зачёт.