Контакты:
-
Людмила Григорьевна СвининиковаУчитель
Программа учебной дисциплины «Элементарная теория музыки» является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 52.02.02 «Искусство танца» (по видам) (Приказ Минобрнауки России № 33 от 30.01.2015).
Дисциплина «Элементарная теория музыки» изучается студентами на 1-2 курсе, входит в профессиональный цикл дисциплин (ОП) и является начальной в цикле музыкально-теоретических дисциплин.
Цель освоения дисциплины - подготовка студентов к осуществлению исполнительской и педагогической деятельности в части освоения теоретической терминологии, элементов музыкальной речи.
В результате изучения «Элементарной теории музыки» обучающиеся должны освоить профессиональные компетенции:
ОК 13. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
В результате освоения дисциплины «Элементарная теория музыки» студенты должны уметь:
записывать, играть на клавиатуре, определять на слух и по нотам виды ладов;
записывать, играть на клавиатуре, определять на слух и по нотам отклонения и модуляции, используя знаки альтерации;
записывать, играть на клавиатуре, определять на слух и по нотам метроритмические построения, опираясь на жанровую природу ритмического движения;
записывать, играть на клавиатуре, определять на слух и по нотам интервалы и их обращения, аккорды и их обращения;
анализировать музыкальные построения с точки зрения музыкального синтаксиса;
использовать навыки владения элементами музыкальной речи на клавиатуре и в письменном виде;
знать:
круг понятий, необходимых для упражнений по развитию музыкального слуха: лад и его элементы, знаки альтерации; нотацию и правописание; ритм, метр, темп; интервалы и их обращение, аккорды; принципы построения интервалов и аккордов в тональности и от звука; понятия мотива, фразы, предложения, периода; виды периодов.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 77 часов, из них 51 часов – аудиторные мелкогрупповые занятия, 26 часов – самостоятельная работа студентов.
№ |
Форма обучения |
Курс |
Семестр |
Всего часов |
Лекц. |
Практ. |
Инд. |
СРС |
1 |
Очная |
1 |
1 |
24 |
|
16 |
|
8 |
2 |
1 |
2 |
29 |
|
19 |
|
10 |
|
3 |
2 |
3 |
24 |
|
16 |
|
8 |
Формы промежуточной аттестации
1 семестр |
2 семестр |
3 семестр |
Контрольный урок |
Контрольный урок |
Зачет |
Выполнение письменной контрольной работы по пройденным темам. |
Выполнение письменной контрольной работы по пройденным темам. |
Устный ответ на вопрос; выполнение письменной контрольной работы по пройденным темам. |
Содержание курса
№ |
Раздел дисциплины, тема |
Всего часов |
Аудиторные |
СРС |
||
Лекц. |
Практ. |
Инд. |
||||
1 |
Музыка как вид искусства. Выразительные средства музыки |
4 |
|
3 |
|
1 |
2 |
Музыкальный звук и его свойства. Музыкальные системы |
3 |
|
2 |
|
1 |
3 |
Нотное письмо. Знаки сокращения нотного письма |
4 |
|
3 |
|
2 |
4 |
Временная организация музыки: Метр. Ритм. Темп. Размер |
6 |
|
4 |
|
2 |
5 |
Строгий метр |
3 |
|
2 |
|
1 |
6 |
Свободный метр |
3 |
|
2 |
|
1 |
7 |
I семестр Итого: |
24 |
|
16 |
|
8 |
8 |
Звуковысотная организация музыки: Интервалы |
5 |
|
4 |
|
1 |
9 |
Аккорды |
5 |
|
4 |
|
1 |
10 |
Лад. Мелодические лады |
4 |
|
2 |
|
2 |
11 |
Гармонические лады. |
4 |
|
2 |
|
2 |
12 |
Тональность |
5 |
|
3 |
|
2 |
13 |
Модуляция. Отклонение |
6 |
|
4 |
|
2 |
14 |
II семестр Итого: |
29 |
|
19 |
|
10 |
15 |
Музыкальный тематизм: Музыкальная тема |
4 |
|
3 |
|
1 |
16 |
Мелодия. Мелизмы |
4 |
|
3 |
|
1 |
17 |
Фактурный облик музыкальной темы |
5 |
|
3 |
|
2 |
18 |
Синтаксическая организация музыкальной темы |
6 |
|
4 |
|
2 |
19 |
Секвенция. Транспозиция |
5 |
|
3 |
|
2 |
20 |
III семестр Итого: |
24 |
|
16 |
|
8 |
21 |
Всего: |
77 |
|
51 |
|
26 |
Задания для самостоятельной работы студентов по темам
№ п/п |
Раздел дисциплины |
Виды самостоятельной работы студентов |
2
|
Свойства музыкального звука |
Построение обертоновой шкалы от данного звука. Выполнение тестов по пройденной теме |
3. |
Музыкальная система |
Выполнение заданий по буквенному обозначению звуков разных октав и записи нот по данным буквенным обозначениям. |
4 |
Нотное письмо |
Запись и расшифровка нот в разных ключах (скрипичном и басовом) буквенным способом |
5 |
Метр. Ритм. Размер. Темп |
Выполнение заданий по группировке нот в простых и сложных размерах. Анализ нотных примеров с указанными ритмическими особенностями |
6. |
Интервалы |
Построение интервалов от звука по заданным условиям, определение данных от звука интервалов, анализ мелодических и гармонических интервалов в контексте музыкального произведения |
7. |
Аккорды |
Построение аккордов в тональности с разрешением; построение от звука с последующим определением тональности; анализ аккордов в контексте музыкального произведения. |
8 |
Лад и тональность. |
Построение звукорядов ладов от данного звука, запись тональных обозначений буквенным способом, определение видов ладов по заданному нотному тексту |
9. |
Модуляция. Отклонение. |
Построение альтерированных и хроматических гамм, альтерированных интервалов с разрешением |
10 |
Музыкальная тема |
Выполнение заданий по анализу мелодий разных стилей (венский классицизм, романтизм, композиторы русской школы) |
11 . |
Элементы строения музыкальной речи |
Анализ фортепианных и вокальных миниатюр (строение периода, особенности каденций) |
12. |
Транспозиция |
Транспонировать данные вокальные мелодии двумя способами |
13. |
Знаки сокращения нотного письма |
Различные способы сокращения нотного письма(обзор). Практические упражнения – расшифровка знаков сокращения нотного письма |
14. |
Мелизмы |
Практические упражнения в расшифровке мелизмов.. |
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
·
Аккомпанемент — инструментальное или вокальное
сопровождение одного или более солирующих голосов.
Аккорд — созвучие, состоящее не менее чем из трех звуков, которые
расположены или могут быть расположены по терциям.
Акцент — силовое выделение отдельного звука. В нотописи акцент
отмечается особыми знаками.
Альт—1. Низкий женский голос (в хоре). 2. Струнный смычковый инструмент,
внешне похож на скрипку, но несколько больше ее и ниже по звучанию.
Альтовый ключ — один из видов ключей до. Помещается на третьей
линии нотоносца и обозначает, что на этой линии находится нота до первой
октавы. В альтовом ключе пишутся ноты для смычкового альта.
Ансамбль — совместная игра или пение (например, дуэт, терцет или
трио, квартет, квинтет и т. д.). Оркестр также является одним из видов
ансамбля.
Аппликатура — наиболее удобный выбор пальцев при игре на
музыкальных инструментах. Обозначается цифрой над или под нотой.
Ария — музыкальное произведение для голоса с сопровождением
оркестра, являющееся частью оперы, оратории или кантаты.
Арпеджио — исполнение звуков аккорда не одновременно, а
последовательно одного звука за другим. Обозначается особым знаком,
выставляемым перед аккордом.
Баритон—1. Средний мужской голос. Для баритона написаны, например,
партии Руслана в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки, Игоря в опере «Князь
Игорь» А. Бородина, Онегина в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского. 2. Медный
духовой инструмент, входящий в состав духового оркестра.
Бас—1. Низкий мужской голос. Для баса написаны, например, партии
Сусанина в опере «Иван Сусанин» МГлинки, Пимена в опере «Борис Годунов» М.
Мусоргского, Гремина в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского. 2. Низкий голос в
многоголосном музыкальном произведении.
Басовый ключ — знак, который обозначает, что нота фа малой октавы
находится на четвертой линии нотоносца.
Бекар—отказ—знак, отменяющий действие диеза или бемоля.
Бемоль (Ь) — знак, понижающий звук на полтона.
Вариации — инструментальное произведение, в основе которого лежит
тема песенного, танцевального характера. Далее следует ряд повторений темы с
различными изменениями и усложнениями.
Вводные звуки —звуки, окружающие тонику лада (Vlhn II ступени).
Вводные септаккорды — септаккорды, построенные на VII ступени лада
(вводном тоне). В зависимости от септимы вводные септаккорды бывают малые (если
септима малая) и уменьшенные (если септима уменьшенная).
Вводный тон — один из звуков соседних с тоникой лада; верхний
вводный тон — II ступень, нижний вводный тон—VII ступень.
Вокальная музыка — музыка для пения. К вокальной музыке относятся
песни, романсы, арии, хоровые произведения. В опере вокальная музыка занимает
ведущее место.
Вольта — знак, указывающий на
повторение части музыкального произведения с
другим окончанием. Обозначается цифрами1,2
Гамма — звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от
тоники до ее октавного повторения.
Гармонический интервал — интервал, звуки которого взяты
одновременно.
Гармонический мажор — мажор с пониженной VI ступенью.
Гармонический минор — минор с повышенной VII ступенью.
Гармония— 1. Одно из выразительных средств музыки. Последования аккордов
или голосов, которые сопровождают основную мелодию музыкального произведения.
2. Наука об аккордах и их связях.
Главные ступени лада — первая ступень (тоника), пятая ступень
(доминанта) и четвертая ступень (субдоминанта).
Главные трезвучия — трезвучия, построенные на главных
ступенях лада: тоническое трезвучие — на I ступени, доминантовое трезвучие — на
V ступени и субдоминантовое трезвучие — на IV ступени.
Группетто (мелизм)—мелодическая фигура из четырех нот. Исполняется —
верхний вспомогательный (находящийся на секунду выше основного звука), основной
звук, нижний вспомогательный (находящийся на секунду ниже основного звука) и
снова основной звук.
Группировка длительностей звуков в тактах— распределение нот в группы в
зависимости от размера такта.
Децима — интервал, который содержит десять ступеней (терция через
октаву). Децима называется большой, если она состоит из восьми тонов. Децима
называется малой, если она состоит из семи с половиной тонов. Большая децима
обозначается б. 10, малая—м. 10.
Диапазон — звуковой объем данного голоса или музыкального
инструмента; определяется интервалом между самым низким и самым высоким звуками
данного голоса или инструмента.
Диатоническая гамма — гамма, в которой ни одна ступень не
повторяется в измененном посредством альтерации виде.
Диатонические интервалы — интервалы, которые возможны между
основными ступенями диатонических ладов (чистые, большие, малые и тритоны).
Диатонические лады — лады без употребления альтерации, то есть без
хроматического повышения или понижения ступеней (натуральный мажор и минор, а
также лады, встречающиеся в народной музыке: дорийский, фригийский, лидийский,
миксолидийский, пятиступенные лады).
Диатонический полутон — полутон, образуемый смеж¬ными звуками
различных названий, например ми — фа, до — peb.
Диатонический тон—тон, образуемый смежными звуками различных названий,
например до — ре, фа — соль.
Диез (#) —знак, повышающий звук на полтона.
Динамические оттенки (нюансы)—изменения
громкости звучания в процессе исполнения музыкального
произведения.
Дирижер — руководитель оркестра, хора. Свои художественные
намерения, указания темпа, оттенков исполнения дирижер передает движениями рук.
Диссонирующие интервалы — интервалы, звучащие J более резко, звуки
которых не сливаются друг с другом.
Доминанта — пятая ступень лада.
Доминантовое трезвучие — трезвучие, построенное на V ступени лада.
Доминантсептаккорд — септаккорд, построенный на V ступени лада,
состоит из мажорного трезвучия и малой септимы.
Дорийский лад — особый лад, встречающийся в народной музыке.
Отличается от натурального минора VI повышенной ступенью, которая называется
дорийской секстой.
Дубль-бемоль (bb—двойной бемоль) — знак, понижающий звук на
два полутона (целый тон).
Дубль-диез (X — двойной диез) — знак, повышающий
звук на два полутона (целый тон).
Дуэт—1. Ансамбль из двух исполнителей. 2. Музыкальное произведение,
предназначенное для исполнения двумя певцами или инструменталистами.
3атакт — неполный такт, с которого начинается музыкальное
произведение.
Звук — результат колебаний упругого тела (например, струны, столба
воздуха). Звуки делятся на музыкальные и шумовые.
Звукоряд —ряд звуков, расположенных по высоте. Встречаются
звукоряды: отдельных ладов, инструментов, каких-либо музыкальных произведений
или их отрывков.
Знаки альтерации — знаки, повышающие или понижающие отдельные звуки
на полтона или целый тон. Знаков альтерации — пять: диез, бемоль, дубль-диез,
дубль-бемоль, бекар.
Знаки сокращения нотного письма — знаки, посредством которых нотное
письмо упрощается. Чаще всего встречаются: знак репризы, тремоло,
мелизматические знаки и другие.
Имитация — подражание; проведение мелодической темы или отдельного
отрезка мелодии последовательно в двух или более голосах.
Инструментальная музыка — музыка для исполнения на музыкальных
инструментах.
Интервал—сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно.
Нижний звук интервала называется его основанием, верхний звук — его вершиной.
Каденция — заключение музыкальной мысли.
Каденция полная совершенная — окончание построения на тонической
приме в мелодии.
Каденция полная несовершенная — окончание построения на тонической
терции или квинте в мелодии.
Каденция половинная — остановка в середине построения на
неустойчивом звуке лада, чаще всего на одном из звуков доминантового трезвучия.
Канон — вид полифонической музыки, в которой все голоса исполняют
одну и ту же мелодию, но вступают не одновременно, а один после другого.
Кантата — музыкальное произведение для хора, солистов, оркестра,
исполняемое в концертах. Состоит из хоровых номеров, арий, ансамблей.
Качественная (или тоновая) величина интервалов — количество
заключенных в интервале тонов или полутонов.
Кварта —интервал, который срдержит четыре ступени. Кварта
называется чистой, если она состоит из двух с половиной тонов. Чистая кварта
обозначается ч. 4.
Квартдецима —интервал, который содержит четырнадцать ступеней
(септима через октаву). Обозначается — 14.
Квартет—1. Ансамбль из четырех певцов или исполнителей на музыкальных
инструментах. 2. Музыкальное произведение для такого ансамбля.
Квартсекстаккорд — второе обращение трезвучия, с квинтовым тоном
внизу, обозначается 4/6.
Квинта — интервал, который содержит пять ступеней. Квинта
называется чистой, если она состоит из трех с половиной тонов. Чистая квинта
обозначается ч. 5.
Квинтдецима — интервал, который содержит
пятнадцать ступеней (октава через октаву). Квинтдецима обозначается—15.
Квинтовый круг — система, в которой все тональности одного лада
расположены по чистым квинтам.
Kвинтоль — ритмическая фигура из пяти нот, вместо обычной группы из
четырех нот; обозначается цифрой 5 над или под нотами.
Квинтсекстаккорд— первое обращение септаккорда с терцовым тоном внизу,
обозначается 5/6
Клавир — переложение оперной или симфонической партитуры для
исполнения на фортепиано (или для пения с фортепиано).
Ключ — знак, определяющий место записи какого-либо звука на
нотоносце и в зависимости от него и всех остальных звуков.
Ключевые знаки — знаки альтерации, выставляемые рядом с ключом.
Кода — заключительная часть музыкального произведения (завершающая
его в целом).
Количественная (или ступеневая) величина интервалов — количество
охватываемых интервалом ступеней. В зависимости от количественной величины
интервал получает своё название. Например, интервал, содержащий три ступени, —
терция.
Консонирующие интервалы — интервалы, звучащие более мягко, звуки
которых как бы сливаются друг с другом.
Консонансы совершенные — консонансы в которых имеет место полное
или значительное слияние звуков: чистая прима (унисон), чистая октава, чистая
квинта и отчасти чистая кварта.
Консонансы несовершенные — консонансы, в которых имеет место
незначительное слияние звуков: большая и малая терция, большая и малая
секста.
Концерт — крупное произведение для какого-либо сольного инструмента
с сопровождением оркестра.
Лад — организация музыкальных звуков вокруг опорного звука, который
называется тоникой.
Ладовое разрешение интервалов — переход неустойчивых звуков
интервала в ближайшие устойчивые звуки лада.
Лидийский лад — особый лад, встречающийся в народной музыке. Отличается
от натурального мажора IV повышенной ступенью, которая называется лидийской
квартой.
Мажорный лад — лад, в котором устойчивые звуки, взятые вместе,
образуют мажорное трезвучие.
Мажорное трезвучие — трезвучие, которое состоит из большой и малой
терций или большой терции и чистой квинты.
Малый вводный септаккорд — септаккорд, постро-. енный на VII
ступени натурального мажорного лада. Состоит из уменьшенного трезвучия и малой
септимы или из двух малых терций и большой терции.
Мелизмы — мелодические фигуры, украшающие отдельные звуки мелодии.
Мелодический интервал — интервал, звуки которого взяты
последовательно (один за другим).
Мелодический минор — минор, в котором повышаются VI и VII ступени.
Мелодия — музыкальная мысль, выраженная одноголосно, одноголосный
напев.
Метр — равномерное чередование акцентов в музыке.
Метроном — прибор для точного определения темпа.
Меццо-сопрано — низкий женский голос. Для меццо-сопрано написаны
партии Кармен в опере «Кармен» Ж. Бизе, Марфы в опере «Хованщина» М. Мусоргского
и другие.
Миксолидийский лад — особый лад, который встречается в народной
музыке. Отличается от натурального мажора VII пониженной ступенью, которая
называется миксолидийской септимой.
Минорный лад — лад, в котором устойчивые звуки, взятые вместе, образуют
минорное трезвучие.
Минорное трезвучие — трезвучие, которое состоит из малой и большой
терций или малой терции и чистой квинты.
Модуляция — переход из одной тональности в другую.
Мордент (мелизм) — мелодическая фигура из трех нот. Исполняется:
основной звук, над которым выставлен мордент, верхний вспомогательный
(находящийся выше основного звука) и снова основной звук.
Натуральный мажор — мажор, в котором ступени не изменены. Строение
натуральной мажорной гаммы: тон—тон—полутон—тон—тон—тон—полутон.
Натуральный минор — минор, в котором ступени не изменены.
Натуральный минор имеет одинаковый звуковой состав с параллельным натуральным
мажором.
Неключевые знаки альтерации — см. случайные знаки альтерации.
Неустойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука (или
один из звуков) неустойчивы, то есть не входят в тоническое трезвучие.
Нона — интервал, который содержит девять ступеней (секунда через
октаву). Нона называется большой, если она состоит из семи тонов. Нона
называется малой, если она состоит из шести с половиной тонов. Большая нона
обозначается б. 9, малая - м. 9.
Нота — знак, при помощи которого записывается высота и длительность
звука.
Нотный стан — пять горизонтальных параллельных линий, на которых размещаются
ноты. Счет линий ведется снизу вверх.
Нотоносец — см. нотный стан.
Нюансы — см. динамические оттенки.
.
Обертоны —призвуки, сопровождающие основной звук. Все обертоны при
звучании образуют натуральный звукоряд, звуки которого расположены в следующем
порядке (от основного тона): чистая октава, чистая квинта, чистая кварта,
большая терция, две малые терции, три большие секунды и т. д. Первые шесть
призвуков образуют мажорное (большое) трезвучие и имеют большое значение в
образовании мажорно-минорной системы ладов.
Обращение интервалов — перемещение нижнего звука интервала на
октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой
интервал, который в сумме с первоначальным составляет октаву.
Обращение септаккорда — вид септаккорда, в котором нижним звуком
является терция, квинта или септима основного септаккорда.
Обращение трезвучий — вид трезвучия, в котором нижним звуком
является терция или квинта основного трезвучия.
Одноименные тональности — мажорные и минорные тональности, которые
имеют одинаковые тоники (например: до мажор и до минор, ре мажор и ре минор).
Октава—1. Интервал, который содержит шесть тонов. Чистая октава
обозначается ч. 8. 2. Группа звуков от до до каждого
следующего до.
Октет — музыкальное произведение, написанное для восьми
исполнителей.
Опера — один из важнейших музыкальных жанров, объединяющий музыку и
драму, а также и другие виды искусства (балет, живопись).
Оратория — музыкальное произведение для хора, оркестра и
певцов-солистов (с определенным сюжетным содержанием), предназначенное для
концертного исполнения.
Орган — клавишный духовой инструмент, самый большой по величине
корпуса и звуковому объему из всех музыкальных инструментов.
Оркестр — коллектив исполнителей на музыкальных инстру¬ментах,
организованный для совместного исполнения музыки.
Основные деления длительности звуков — деления длительности звуков
на равные части, из которых каждая более крупная длительность равна двум
следующим более коротким (например, целая нота равна двум половинным,
половинная— двум четвертям, четверть — двум восьмым, восьмая — двум
шестнадцатым и т. д.).
Особые виды ритмического деления — дробление длительностей на
произвольное количество равных частей, не совпадающее с основным делением
(например, четверть делится на три части, вместо деления на две, образуется
триоль; от деления на пять частей, вместо деления на четыре, образуется
квинтоль и т.д.).
Параллельные тональности — мажорные и минорные тональности, которые
имеют одинаковые ключевые знаки. Параллельная минорная тональность отстоит на
малую терцию вниз от мажорной.
Партитура — нотная запись всех голосов музыкального произведения
(для оркестра, хора или ансамбля), где для каждого голоса или
инструмента отведена отдельная нотная строка.
Партия — 1. Голос в партитуре, исполняемый одним из участников
ансамбля (или несколькими участниками в унисон), 2. Один из главных
тематических разделов сонатной формы.
Пауза — знак молчания.
Пентатоника — звукоряд, состоящий из пяти звуков. Характерный
признак пентатоники — отсутствие полутонов и звуков, образующих тритоны (то
есть без IV и VII ступеней в натуральном мажоре и без II и VI ступеней в
натуральном миноре).
Переменный лад — лад, в котором имеются две тоники. Чаще всего
тониками переменного лада являются трезвучия мажора и параллельного ему минора
или наоборот. Встречаются и другие виды переменного лада.
Переменные размеры — размеры, в которых изменяется количество долей
на протяжении всего произведения или его части. Например, в русских народных
песнях — «Сидел Ваня», «Ой да ты, калинушка».
Песня — самый распространенный музыкальный жанр, объединяющий
музыку и поэтический текст.
Полифония—1. Многоголосная музыка с самостоятельным значением каждого
голоса. 2. Наука о полифонических формах.
Полутон — наименьшее расстояние по высоте между двумя звуками в
двенадцатизвуковом темперированном строе.
Прелюдия — вступительная пьеса перед основным изложением
музыкального произведения. Встречается как самостоятельный жанр небольших
музыкальных произведений.
Прима — интервал, который содержит одну ступень; повторение одной и
той же ступени. Если ступень повторяется без изменения— прима чистая,
обозначается ч. 1.
Простые интервалы — интервалы, не превышающие по ве¬личине октавы.
Простые размеры — двух- и трехдольные размеры, имеющие две или три
доли при одном акценте (2/4,3/4,3/8)
·
Пятиступенный
лад — см.
пентатоника.
Размер такта — цифры в виде дроби, которые выставлены в начале
нотной записи. Числитель дроби указывает на количество долей в такте, а
знаменатель на длительность этих долей.
Регистр — часть звуков, объединенных каким-либо признаком, главным
образом тембровым. В каждом голосе или инструменте условно различаются три
регистра: высокий, средний и низкий.
Реприза — 1. Знак повторения какой-нибудь части музыкального
произведения. 2. Повторное изложение тем с некоторым изменением.
Речитатив — музыкальная декламация, представляющая нечто
промежуточное между разговорной речью и пением, как бы речь нараспев.
Ритм — организованная последовательность длительности звуков в
музыкальном произведении.
Родственные тональности — тональности, имеющие наибольшее число
общих звуков. К родственным тональностям относятся: параллельная тональность,
доминантовая тональность и ее параллельная, субдоминантовая тональность и ее
параллельная, а также тональность минорной (гармонической) субдоминанты в
мажоре и тональность мажорной (гармонической) доминанты в
миноре.
Романс— музыкальное произведение для голоса с сопровождением. Романсы
встречаются иногда как названия инструментальных пьес певучего,
мелодического характера.
Рондо — пьеса, в основе которой лежит одна главная тема, несколько
раз повторяющаяся (рефрен). Между повторениями этой главной темы включаются
другие темы (эпизоды).
Секвенция — повторение какого-либо мелодического или гармонического
оборота от различных ступеней лада или на определенный интервал.
Секста — интервал, который содержит шесть ступеней. Секста
называется большой, если она состоит из четырех с половиной тонов. Секста
называется малой, если она состоит из четырех тонов. Большая секста
обозначается 6.6, малая секста — м. 6.
Секстаккорд — первое обращение трезвучия с терцовым то¬ном внизу,
обозначается цифрой 6.
Секстет—музыкальный ансамбль из шести исполнителей.
Секунда — интервал, который содержит две ступени. Секунда
называется большой, если она состоит из одного тона. Секунда называется малой,
если она состоит из полутона. Большая секунда обозначается 6.2, малая секунда —
м.2.
Секундаккорд — третье обращение септаккорда с септимой внизу,
обозначается цифрой 2.
Септаккорд—аккорд, из четырех звуков, которые располо¬жены или, могут
быть расположены по терциям.
Септет — музыкальный ансамбль из семи исполнителей.
Септима — интервал, который содержит семь ступеней. Сеп¬тима
называется большой, если она состоит из пяти с половиной тонов. Септима
называется малой, если она состоит из пяти тонов. Большая септима обозначается
6.7, малая септима— м. 7.
Симфония — оркестровое музыкальное произведение, состоящее из
нескольких частей (обычно из четырех). В основе развития симфонии лежат
принципы сонатной формы .
Синкопа — перемещение тактового акцента с сильной доли на слабую.
Скерцо — музыкальное произведение, чаще всего оживленного,
шутливого характера. Скерцо может быть самостоятельным музыкальным
произведением или частью другого крупного произведения.
Скрипичный к л ю ч — условный знак, который обозначает, что нота
соль первой октавы находится на второй линии нотоносца.
Сложные размеры — размеры, образующиеся от слияния двух или
нескольких одинаковых простых размеров.
Случайные знаки альтерации — знаки альтерации, выставляемые
непосредственно перед нотой.
Смешанные размеры — раз(меры, которые образуются от слияния двух
или нескольких неодинаковых простых размеров.
Соло — исполнение произведения (или его части) одним певцом или
музыкантом.
Сольфеджио — специальные занятия, способствующие развитию
музыкального слуха.
Соната — крупное инструментальное произведение, состоящее из
нескольких частей, одна из которых (обычно первая) имеет особую, сложную форму,
называемую сонатным аллегро (см. сонатное аллегро).
Сонатное аллегро — форма музыкального произведения, состоящая из
трех основных разделов: 1) экспозиция, то есть изложение тематического
материала; 2) разработка, в которой происходит дальнейшее развитие тем,
изложенных в экспозиции; 3) реприза, то есть повторное изложение главных тем с
некоторыми изменениями.
Сонатина —соната небольшого размера и сравнительно не¬трудная для
исполнения.
Сопрано — высокий женский голос. Для сопрано написаны партии
Татьяны в опере «Евгений Онегин» и Лизы в опере «Пиковая дама» П. Чайковского.
Составные интервалы — интервалы шире октаву, Стаккато — отрывистое
исполнение звуков. Обозначается точками,
поставленными над или под нотами.
Ступень — порядковое обозначение звуков лада. Отмечается римской
цифрой.
Субдоминанта — четвертая ступень лада.
Субдоминантовое трезвучие — трезвучие, построен¬ное на IV ступени
лада.
Сюита — многочастное произведение, состоящее из нескольких
самостоятельных частей, разнообразных по содержанию и построенных по принципу
контраста.
Такт — отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до
следующей.
Тактовая черта—вертикальная черта, отделяющая такты друг от друга.
Тактовая черта ставится перед сильной долей такта.
Тембр — характер звучания, свойственный данному голосу или
инструменту.
Темперированный строй — строй, в котором каждая ок¬тава делится на
двенадцать равных частей —полутонов.
Темп — скорость исполнения музыки.
Т е н о р — высокий мужской голос. Для тенора написаны партии
Ленского в опере «Евгений Онегин», Германа в опере «Пиковая дама» П.
Чайковского.
Теноровый ключ — один из видов ключей до. Помещается на четвертой
линейке нотоносца и обозначает, что на этой линейкенаходится нота до первой
октавы. В теноровом ключе пишутся ноты для виолончели, фагота, тромбона.
Тетрахорд — мелодическая последовательность из
четыре) звуков, расположенных по секундам в объеме кварты. В
гаммах I, II, III, IV ступени образуют первый или нижний тетрахорд, а V, VI,
VII, VIII ступени образуют второй или верхний тетрахорд.
Терцдецима — интервал, который содержит тринадцать ступеней (секста
через октаву). Терцдецима называется большой, если она состоит из десяти с
половиной тонов. Терцдецима называется малой, если она состоит из десяти тонов.
Большая терцдецима обозначается б.13, малая терцдецима — м. 13,
Терцет— музыкальное произведение для трех исполнителей, обычно
вокальное.
Терция —интервал, который содержит три ступени. Терция называется
большой, если она состоит из двух тонов. Терция называется малой, если она
имеет полтора тона. Большая терция обозначается б. 3, малая терция м. 3.
Терцквартаккорд — второе обращение септаккорда с квинтовым тоном внизу,
обозначаетея 3/4
Тональность — высота лада. Каждая тональность отличается своими
ключевыми знаками альтерации, определяющими состав звуков.
Тоника — первая ступень лада.
Тоническое трезвучие — трезвучие, построенное на I ступени лада.
Транспозиция — перенесение музыкального произведения или его части
из одной тональности в другую.
Трезвучие — аккорд из трех звуков, которые расположены или могут
быть расположены по терциям.
Трель (мелизм)—равномерное, быстрое чередование основного и верхнего
вспомогательного звуков.
Тремоло — быстрое повторение одного и трго же звука или
исследования из нескольких звуков.
Триоль — ритмическая фигура из трех нот, вместо обычной группы из
двух нот, обозначается цифрой 3 над или под нотами.
Тритон — название интервалов, содержащих три тона. К три¬тонам
относятся увеличенная кварта и уменьшенная квинта.
Увеличенное трезвучие — трезвучие, которое состоит из двух больших
терций, крайние звуки образуют увеличенную квинту. Встречается в гармоническом
миноре на III ступени и в гармоническом мажоре на VI ступени.
Увертюра — вступление (к опере, драме или иному какому-либо
театральному произведению), сжато излагающее основную мысль всего произведения
в целом. Существуют самостоятельные оркестровые увертюры обычно программного
характера, например увертюры «1812 год», «Ромео и Джульетта» П. Чайковского.
Уменьшенный вводный септаккорд — септаккорд, построенный на VII
ступени гармонического мажора или гармонического минора. Состоит из
уменьшенного трезвучия и уменьшенной септимы или из трех малых терций.
Уменьшенное трезвучие — трезвучие, которое состоит из двух малых
терций, крайние звуки образуют уменьшенную квинту. Встречается в натуральном
мажоре на VII ступени и в гармоническом мажоре или миноре на II и VII ступенях.
Ундецима — интервал, который содержит одиннадцать ступеней (кварта
через октаву). Ундецима называется чистой, если она состоит из восьми с
половиной тонов. Чистая ундецима обозначается ч. 11.
Унисон— точное совпадение двух звуков по высоте.
Устойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука
являются устойчивыми, то есть входят в тоническое трезвучие.
Фактура —способ изложения выразительных средств музыки. Основные
виды фактуры: вокальная, инструментальная, хоровая, оркестровая, фортепианная и
т. д.
Фермата — знак, указывающий на произвольное увеличение длительности
звука или паузы, которое зависит от характера произведения, намерений и вкуса
исполнителя.
Финал — название последней, заключительной части музыкального
произведения.
Фортепиано — общее название инструментов, звук которых извлекается
ударом молоточков о струну при нажатии клавишей.
Форшлаг долгий — мелизм, который состоит из одного звука,
исполняющегося перед основным звуком (всегда за его счет). Длительность долгого
форшлага обычно равна половине длительности основного звука.
Форшлаг короткий — мелизм, который состоит из одного или нескольких
очень коротких звуков, исполняющихся перед основным звуком.
Фразировка — отчетливое выделение музыкальных фраз при исполнении
музыкальных произведений.
Фригийский лад — особый лад, встречающийся в народной музыке.
Отличается от натурального минора II пониженной ступенью, которая называется
фригийской секундой.
Характерные интервалы гармонического мажора — увеличенные и
уменьшенные интервалы, появившиеся в результате понижения VI
ступени в гармоническом мажоре. К характерным интервалам гармонического мажора
относятся: ув. 2 и ее обращение — ум. 7, ув. 5 и ее обращение — ум. 4.
Характерные интервалы гармонического минора — увеличенные и
уменьшенные интервалы, появившиеся в результате повышения VII
ступени в гармоническом миноре. К характерным интервалам гармонического минора
относятся: ув. 2 и ее обращение — ум. 7, ув. 5 и ее обращение — ум. 4.
Хор—1. Большая группа певцов. Хоры бывают детские, женские, мужские и
смешанные. 2. Музыкальное произведение для хорового исполнения.
Хроматические знаки — то же, что знаки альтерации.
Хроматическая гамма — гамма, состоящая из полутонов. Хроматическая
гамма образуется посредством заполнения больших секунд промежуточными
полутонами.
Хроматический полутон — полутон, образуемый смежными звуками одного
и того же названия. Например, до—до#, ми—миb .
Хроматический тон — тон, образуемый смежными звуками одного и того
же названия. Например, до—до X, ми—ми.
Цезура — момент расчленения в музыке; короткая, еле заметная пауза
между фразами.
Целотонная гамма — шестиступенная гамма, построенная по целым
тонам: до—ре—ми—фа#—ляb—cub—до. В этом ладу все трезвучия,
в том числе тоническое, являются увеличенными.
Элементарная теория музыки — учебная дисциплина, изучающая нотное
письмо и основные элементы музыки: лады, звукоряды, интервалы, метр, ритм,
аккорды и др.