1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (ОП) 51.03.02 «Народная художественная культура», 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»:

Программа дисциплины «Мировая художественная культура» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура», 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» (уровень бакалавриата).

Цель дисциплины заключается в формирование представлений об общих закономерностях и специфических чертах развития различных культурно-исторических типов с учётом этнических, конфессиональных и психологических аспектов.

 

2. Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы:

Дисциплина «Мировая художественная культура» (Б1.Б.13) входит в состав базовой части дисциплин, согласно учебному плану ОП по направлениям подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура», 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Курсу предшествуют такие дисциплины как «Культурология», «История», «Литература», «Философия».

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

В результате освоения дисциплины «Мировая художественная культура» у студента должна быть сформирована следующая компетенция:

ОПК 7 - способностью к осмыслению и анализу идей и явлений в современном обществе, искусстве и культуре, умением выстраивать аргументацию (как в письменной, так и в устной форме) для обоснования и защиты своей точки зрения.

 

4. Объем, структура и содержание дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины «Мировая художественная культура» составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Форма обучения

Курс

Семестр

Всего часов

Лекц.

Практ. (сем).

Инд.

СРС

1

ОФО

1

1

72

18

16

 

38

 

Календарный план дисциплины «Мировая художественная культура»

3 семестр, 18 недель

Раздел дисциплины, тема

Всего часов

Аудиторные

СРС

Форма отчетности

 

 

Лекц.

Практ

(сем).

Инд

 

 

Модуль 1. Художественная культура (основы теории). Художественная культура древнего мира.

 

24

6

6

 

12

Промежуточный тест

1.1.              Художественная культура как подсистема культуры

 

2

2

 

4

 

1.2.              Основы искусствознания. Первобытная культура.

 

 

2

2

 

4

 

1.3.              Древний Восток. Античная культура

 

 

2

2

 

4

 

Модуль 2. Художественная культура средних веков. Искусство эпохи возрождения.

24

6

6

 

12

Защита выполненных заданий (презентация)

 

2.1              Мусульманские страны

Византия, Западная и Центральная Европа

 

 

2

2

 

4

 

2.2              Древняя Русь

 

2

2

 

4

 

2.3              Итальянское Возрождение. Северное Возрождение

 

 

2

2

 

4

 

Модуль 3. Художественная культура нового времени. Художественная культура ХХ-XXI веков

 

24

6

4

 

14

Итоговый тест

3.1         Западноевропейская художественная культура XVII – XIX веков. Русская культура XVIII века

 

 

2

2

 

4

 

3.2         Русская культура XIX – н. XX веков. Модернистские течения XX века и реалистическое искусство

 

 

2

 

 

6

 

3.3         Отечественная культура в советский период. Эпоха постмодернизма

 

 

2

2

 

4

 

 

72

18

16

 

38

Зачет

 

Содержание дисциплины «Мировая художественная культура»:

 

Модуль I. Художественная культура (основы теории). Художественная культура древнего мира.

1.1. Художественная культура как подсистема культуры

Содержание и структура художественной культуры. Искусство как феномен художественной культуры. Художественно-стилевое развитие как выражение духовно-психологического строя культуры. Взаимосвязь искусства и действительности. Искусство как способ познания мира, духовного освоения действительности, его универсальность и уникальность. Функции искусства. Роль искусства в формировании и развитии личности. Социальные функции искусства. Возможности искусства как генофонда культуры. Художественное творчество как инструмент и как цель культуры. Роль искусства в созидании и разрушении культурных норм. Влияние художественного творчества на утверждение новых ориентаций в культуре. Опосредованные связи общекультурного и художественного. Художественное творчество в условиях относительно устойчивой и переходной культурной эпохи. Зависимость художественного творчества от господствующей картины мира, от культурной онтологии сознания. Актуальный вид искусства в истории культуры.

 

1.2. Основы искусствознания. Первобытная культура.

Специфика, функции искусства. Видовое и жанровое разнообразие художественных форм. Изобразительные искусства, музыка, литература, театр и киноискусство, зрелищные искусства. Понятие синтеза искусств. Категории формообразования художественных стилей. Художественные направления, течения, школы. Творческий метод. Стиль как художественная основа формы и содержания произведения. Художественный стиль и художественный образ. Различные классификации и модели художественных стилей. Исторические стилеобразования. Теории происхождения искусства.

Формирование эстетического чувства. Образное познание мира. Начало творческой деятельности. Первобытное искусство. Периодизация и основные районы распространения первобытного искусства. Общая характеристика художественной культуры (синкретизм, локальность, однородность художественных форм). Особенности отдельных этапов развития искусства: палеолит, мезолит, неолит, энеолит, эпоха железа, эпоха бронзы. Условность и реалистичность художественных форм, их своеобразие, символика. Памятники первобытной культуры на территории нашей страны – Урал, Поволжье, Сибирь. Эволюция художественных форм. Росписи и рельефы в пещерах Европы, Азии, Африки. Тематическая направленность – изображения животных, бытовые сюжеты. Женские образы – «первобытные Венеры». Развитие керамики, мелкой пластики, резьбы по дереву, кости, ювелирного искусства. Появление первых архитектурных сооружений. Искусство скифов и сарматов. Традиционное искусство.

 

1.3. Древний Восток. Античная культура

Древний Египет. Искусство Древнего Египта. Формирование художественных традиций под воздействием религиозных представлений и социальной иерархии. Стремление к созданию грандиозных архитектурных комплексов. Общие принципы художественных форм и реалистические тенденции в искусстве Египта. Периодизация искусства, общая характеристика. Влияние религиозных верований, культов древних египтян на формирование художественных традиций. Каноничность изобразительных приемов. Ведущие виды искусства, особенности художественных форм и образов. Крупнейшие памятники искусства Древнего Египта. Храмовые комплексы Карнак и Луксор. Ансамбль гробниц в Гизе. Амарнское искусство. Своеобразие художественных произведений позднего периода. Рельеф.

Древняя Передняя Азия. Искусство Шумера, Ассирии, Вавилона. Близость к традициям египетского искусства. Важнейшие архитектурные памятники, их своеобразие. Искусство Двуречья. Культурные центры. Своеобразие художественных традиций. Храмовое строительство. Особенности скульптуры (посвятительный характер, типизация). Декоративное искусство.

Древняя Греция. Особенности греческого искусства (чувство меры, естественность, органичность человеку и его бытию, стремление к наглядности, образности, пластической выразительности, гармоничность и одухотворенность, поэтичность образов, их религиозно-мифологическая основа). Достижения в архитектуре, скульптуре, вазописи, театре. Памятники греческого искусства и их значение в истории мировой художественной культуры.

Древний Рим. Влияние этрусской культуры и греческих традиций на искусство Рима. Реалистичность художественных форм. Скульптурный портрет и рельеф. Помпеянские росписи. Развитие архитектуры и строительной техники. Триумфальные сооружения, дворцовые ансамбли, общественные здания. Зрелищные искусства. Рационализм, реализм художественных форм. «Золотой век» римского искусства. Литература. Зрелищные искусства.

 

Модуль 2. Художественная культура средних веков. Искусство эпохи возрождения.

 

2.1 Мусульманские страны. Византия, Западная и Центральная Европа.

Исторический фон формирования и развития художественных традиций (возникновение ислама, объединение арабов, образование империи, ее распад). Роль арабского языка. Расцвет литературы. Ограниченность изобразительного ряда (запрет ислама на изображение живых существ). Искусство орнамента, его виды и значение. Иносказательность растительных мотивов, как символа одухотворенности и единства всего живого. Ведущая роль архитектуры и прикладного искусства. Плоскостность, линейность росписей. Скульптурный орнаментальный декор. Исчезновение круглой пластики. Местные школы зодчества. Миниатюрная живопись (иллюстрация светской рукописной книги), ее разнообразие и свобода от изобразительных запретов. Прикладное искусство (текстиль, керамика, художественная бронза, стекло).

Искусство Западной Европы в средние века. Дороманский период. Искусство «варварских» народов. Декоративность, условность, примитивизм изображений. Миниатюра. Орнамент. Романский период. Ведущая роль архитектуры, строительные приемы и основные стилистические черты. Художественные центры романского искусства. Воздействие церкви и преобладание религиозного начала. Условный характер искусства. Наличие реалистических элементов. Стремление к передаче духовного мира человека. Изобилие фантастических изображений и их происхождение. Орнаментально-декоративная скульптура. Готический период. Расцвет средневековых городов. Религиозное и светское искусство. Синтетический характер искусства готики. Развитие местных архитектурных школ. Усиление роли скульптурного убранства. Тематика и система размещения фигур и рельефов. Отражение представлений о мироздании и судьбах человечества. Сочетание символики образов с возрастающим интересом к передаче индивидуальных черт. Интерес к нравственному и духовному миру человека. Реалистические тенденции в искусстве готики. Аллегорические образы, олицетворение добродетелей и пороков. Развитие живописи (витраж, книжная миниатюра). Литература. Музыка. Зрелищно-театральные действа.

Искусство Византии. Культура Византии. Роль двора и церкви. Значение эллинистического Востока и Рима для формирования византийского искусства. Архитектура. Разнообразие и конструктивные особенности культовых построек, градостроение. Монументальная живопись, связь с античной традицией и развитие новых качеств (статика фигур, введение золотых фонов, стремление к торжественности, величию и роскоши). Развитие символики и иллюстративно-повествовательных циклов. Канонизация иконографии. Значение церковно-догматического начала в искусстве. Тенденция синтеза искусств. Период иконоборчества.

 

2.2. Древняя Русь

Искусство Древней Руси. Истоки древнерусского искусства. Русская культура до сложения Древнерусского государства. Искусство восточных славян, его языческий характер. Образование единого государства, принятие христианства – воздействие этих факторов на художественную культуру. Влияние византийских традиций на искусство Киевской Руси, Владимира, Новгорода. Монументальность искусства Киевской Руси. Формирование и развитие профессиональных навыков зодчих, живописцев, мастеров декоративного искусства. Введение единой письменности. Искусство оформления рукописной книги. Формирование местных школ. Искусство Владимиро-Суздальской Руси. Искусство Новгорода. Возвышение Москвы, объединение русских земель. Расцвет искусства в XIV-XV веках. Его новый характер, новые идеи и образы. Храмовое зодчество и церковное пение. Русские школы иконописи. Образ Бога в древнерусской культуре. Искусство Русского централизованного государства. Сложение общерусской культуры. Национальные художественные традиции и европейские влияния. Барокко в искусстве XVII века. Роль Древнерусского искусства XI-XVII веков в развитии отечественной и мировой художественной культуры. Его своеобразие, гуманизм, народные истоки.

 

2.3. Итальянское Возрождение. Северное Возрождение.

Универсализм культуры эпохи Возрождения. Прогрессивный характер искусства. Преодоление мистицизма, абстрактности и условности средневекового искусства. Развитие реализма (трактовка религиозного сюжета, как реального со­бытия, распространение светских сюжетов). Возникновение и разви­тие станковых форм искусства. Отражение в искусстве гуманистических идей. Преклонение перед могуществом человеческого разума. Интерес к героическим темам. Научные интересы художников эпохи Возрождения. Изучение анатомии, перспективы, законов освещения и их применение в изобразительном искусстве. Значение наследия античности для художественной культуры Возрождения. Итальянское Возрождение. Достижения итальянского искусства, его значение в дальнейшем развитии мировой художественной культуры.

Северное Возрождение (Нидерланды, Германия, Франция). Особенности развития искусства в североевропейских странах. Влияние средневековых традиций. Ведущие виды искусства. Немецкое Возрождение. Дюрер. Кранах. Гольбейн. Развитие портретного жанра. Искусство Нидерландов. Распространение реалистических традиций. Значение творчества Босха, Брейгеля. Искусство Испании XV-XVI веков.

 

Модуль 3. Художественная культура нового времени. Художественная культура ХХ-XXI веков

 

3.1. Западноевропейская художественная культура XVII – XIX веков. Русская культура XVIII века

Возникновение ярко выраженных национальных школ в искусстве XVII века. Сложность художественной культуры этого времени. Разнообразие идейно-художественных исканий. Развитие основных стилевых систем: барокко и классицизма. Связь барокко с феодально-католической реакцией и придворной культурой. Барокко как способ выражения мироощущения эпохи (представления о безграничности мира, о его сложности, изменчивости). Основные черты классицизма XVII века (его рационалистический характер, обращение к античному наследию, утверждение высоких этических принципов и общественных идеалов, поиски разумной гармонии и ясности). Особенности реализма XVII века, его значение для последующего развития искусства. Искусство XVIII века. Идеология Просвещения, прогрессивные общественные движения, их влияние на развитие искусства. Место и значение европейских художественных национальных школ в искусстве XVIII века. Классицизм XVIII века, присущие ему принципиально новые черты. XIX век - новая эпоха в мировом искусстве. Борьба прогрессивных и реакционных художественных течений. Воздействие на искусство общественных настроений. Основные художественные течения: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, их место в художественной культуре этого периода. Эклектизм и ретроспектизм. Упадок монументально-декоративного искусства. Место различных национальных школ в искусстве XIX века. Художественная атмосфера в конце столетия. Поиски стилистического единства. Стиль модерн, его прогрессивные и негативные стороны. Модернистские течения начала XX века и реалистическое искусство. Рождение новых направлений, видов искусства.

Значение «европеизации» России, петровских преобразований в развитии русского искусства. Просветительство как философско-эстетическая основа русской художественной культуры. Преодоление религиозной ограниченности. Развитие светской направленности. Утверждение реалистических  принципов. Успехи в развитии нового искусства в первой трети XVIII века, спад в середине столетия и новый подъем в период правления Екатерины II. Барокко и классицизм в русском искусстве. Основание Академии художеств.

 

3.2Русская культура XIX – н. XX веков. Модернистские течения ХХ-XXI веков и реалистическое искусство

Влияние войны 1812 г., движение декабристов, революционно-демократические общественные настроения - влияние этих факторов на развитие русской художественной культуры. Русская литература и искусство, их связь с прогрессивными течениями европейской общественной мысли. Общество любителей словесности, наук и художеств и его роль в художественной жизни России. Открытие новых учебных художественных заведений, консерватории. Идеи гуманизма, протеста против крепостничества в литературе и изобразительном искусстве. Развитие реалистических тенденций в русском искусстве, расширение и усложнение его жанровой и стилистической природы. Расцвет и спад классицизма, его взаимодействие с романтизмом. Национальные особенности романтизма в России. Нарастание противоречий между официальным и прогрессивным направлениями в искусстве. Возникновение художественных, литературных, музыкальных кружков, группировок, союзов. Расцвет науки и культуры во второй половине столетия, достижения мировой значимости в области литературы, музыки, театра, живописи. Художественная жизнь России в начале XX века. Широкое распространение, наряду с формами прямого отражения мира, таких средств, как поэтический символ, художественная гипербола, необходимых для выражения мятежного духа эпохи и надвигающихся революционных перемен. Романтические образы, увлечение стариной. Новое раскрытие связей человека и природы. Многозначительность, ассоциативность, интеллектуальность образов, сложность и тонкость передаваемых чувств. Поиски новых художественных форм, стилистических приемов. Связи с искусством Западной Европы. Художественные объединения н. XX века. Сближение различных форм художественного творчества – живописи, театра, музыки, поэзии, их общая направленность и, одновременно, углубление специфики каждого вида искусства. Взаимопроникновение жанров. Стремление к синтезу искусств.

Рождение новых направлений, видов искусства. Художественная жизнь России в начале XX века. Широкое распространение, наряду с формами прямого отражения мира, таких средств, как поэтический символ, художественная гипербола, необходимых для выражения мятежного духа эпохи и надвигающихся революционных перемен. Романтические образы, увлечение стариной. Новое раскрытие связей человека и природы. Многозначительность, ассоциативность, интеллектуальность образов, сложность и тонкость передаваемых чувств. Поиски новых художественных форм, стилистических приемов. Связи с искусством Западной Европы. Художественные объединения н. XX века. Сближение различных форм художественного творчества – живописи, театра, музыки, поэзии, их общая направленность и, одновременно, углубление специфики каждого вида искусства. Взаимопроникновение жанров. Стремление к синтезу искусств.

 

3.3. Отечественная культура в советский период. Эпоха постмодернизма

Истоки советской культуры. «Советская культура» и «культура советской эпохи». Исторические условия формирования и развития принципов советского искусства («социалистический реализм», партийность, народность). Значение русской реалистической школы, культурного наследия. Расслоение художественной интеллигенции. Искусство «авангарда» в 20-е годы. Творчество мастеров авангарда в конце 1920-х - 1930-х и в последующие годы: П. Филонов, В. Татлин, поздний К. Малевич. Альтернативы соцреализму: 1930-е - 1940-е годы (Михаил Нестеров, Павел Корин и др.). Положение учебных творческих заведений. Политика государства в области искусства. Идея классовой борьбы в области искусства. Пролеткульт и РАПП. Доктрина о новой социальной роли искусства. Ленинский план монументальной пропаганды. Искусство первых лет советской власти: агитплакат, агитфарфор, монументальная пропаганда 1920-х гг. Живопись, графика и скульптура основных группировок 1920-х годов: АХХР, ОСТ, 4 искусства, ОМХ и их основные представители. Образование творческих союзов. Тоталитарное искусство 30-х – 50-х годов. Изменение функций художественной культуры. Разработка художественного метода «социалистический реализм». Борьба партии за превращение искусства в инструмент политической системы. Механизм управления художественной культурой. Эстетические принципы тоталитарного реализма. Триумфальность, грандиозность, монументальность – главные принципы сталинской эпохи. Отношение к художественной интеллигенции. Эмиграция художников и деятелей искусства из СССР (первая волна). Тема ВОВ в советском искусстве. Тема ВОВ в советском искусстве. Мемориальные ансамбли послевоенного периода. Эволюция соцреализма в 1960-е – 1980-е годы. Достижения и негативные явления советского искусства. Творчество «шестидесятников», суровый стиль в советском искусстве. Творчество «семидесятников». Антитоталитарная культура. Возникновение неофициального искусства, художественный «нон-конформизм». История нон-конформистского движения: закрытые и «бульдозерные» выставки. Эмиграция – третья волна. Основные направления неофициального искусства: абстракция, примитивизм, соц-арт, концептуализм, акционизм.

Основные характеристики культуры постмодернизма. Элитарное искусство и поп-культура. Кризис теории искусства. Постклассическая эстетика – основные категории. Актуальные виды и формы искусства в эпоху постмодернизма. Эклектизм, историзм, стилизация, полистилизм. Современные художественные тенденции. Развитие авангардных и поставангардных направлений в Западной Европе и США (1945–1980). Абстрактный экспрессионизм и Джексон Поллок. Варианты беспредметной экспрессии в творчестве группы «КОБРА» (Голландия, Бельгия), Жана Дюбюффе, Марка Ротко, Виллема де Куннинга и других мастеров. Поп-арт и использование шаблонов массовой культуры. Творчество Джаспера Джонса, Энди Уорхола, Роберта Раушенберга, Роя Лихтенштейна, Тома Вассельмана, Джеймса Розенквиста, Ричарда Хэмилтона, Джоржа Сигала и других мастеров. Влияние поп-арта: гипперреализм (фотореализм). Фотография и современное искусство. Творчество Дэвида Хокни. Оп-арт: использование оптических эффектов (Виктор Вазарели и др.). Концептуализм: Джозеф Кошут и др. Произведение искусства как текст. Концептуальный объект и инсталляция. Соединение статики и динамики. Мобили Александра Кальдера. Гюнтер Юккер, Жан Тэнгли, Никки де сан Фаль, Янис Куннелис, Марио Мерц и другие. Художественные акции, хэппенинги и перформансы. Ив Кляйн, Нам Джун Пайк и др. Фото, кино и видеофиксация действия. Видеоарт. Проникновение видеоизображения в структуру произведения. Трансавангард и движение «Новых диких»: возвращение к живописи. Сандро Киа, Франческо Клементе и др. (Италия); Георг Базелиц, Ансельм Кифер, Зигмар Польке и др. (Германия).Российское искусство 1990-х годов. Новейшие направления в российском искусстве 1990-х гг. Соперничество направлений. Творчество мастеров – традиционалистов и деятельность бывших участников художественного андерграунда. Илья Глазунов и Илья Кабаков как два полюса современной ситуации в искусстве России. Постмодернистский синтез: от классицизма до основных направлений ХХ века. Итоги и перспективы искусства на рубеже тысячелетий. Основные характеристики культуры постмодернизма. Элитарное искусство и поп-культура. Кризис теории искусства. Постклассическая эстетика – основные категории. Актуальные виды и формы искусства в эпоху постмодернизма. Эклектизм, историзм, стилизация, полистилизм. Современные художественные тенденции.