Contacts:
-
Лилия Васильевна ДёминаУчитель
Содержание:
№ п/п |
Разделы программы |
№ страницы |
1. |
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Теория и история фольклористики», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 51.04.02 «Народная художественная культура» |
3
|
2. |
Указание места дисциплины в структуре образовательной программы |
3 |
3. |
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) |
3 |
4. |
Объем, структура и содержание дисциплины |
3 |
5. |
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины |
22 |
6. |
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины |
22 |
7. |
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем |
23 |
8. |
Материально-техническое обеспечение дисциплины |
23 |
9. |
Приложение: Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине.
|
24 |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (ОП) 51.04.02 «Народная художественная культура»:
Программа дисциплины «Теория и история фольклористики» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.04.02 «Народная художественная культура» (уровень магистратуры). Целью дисциплины состоит в изучении комплекса знаний по фольклористике в историческом и теоретическом аспектах.
2. Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы:
Дисциплина «Теория и история фольклористики» входит в базовую часть учебного плана ОП по направлению подготовки 51.04.02 «Народная художественная культура». Курсу предшествуют такие дисциплины как «История и методология науки», «Философия науки», «Народные праздники и обряды», «Методика преподавания профессиональных дисциплин», «Социально-гуманитарные науки в контексте современной культуры», «Методология науки», «Устное народное творчество», «Древнеславянская мифология».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
В результате освоения дисциплины «Теория и история фольклористики» у студента должна быть сформирована следующие профессиональные компетенции:
ПК-4 – способность проводить теоретические и прикладные научные исследования в области теории, истории, организации и руководства развитием народной художественной культуры , народного художественного творчества, этнокультурного воспитания и образования с использованием современных научно-исследовательских и информационных технологий
4. Объем, структура и содержание дисциплины:
Общая трудоемкость дисциплины «Теория и история фольклористики» составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.
№ |
Форма обучения |
Курс |
Семестр |
Всего часов |
Лекц. |
Практ. (сем). |
Инд. |
СРС |
Контроль |
1 |
ОФО |
1 |
2 |
144 |
12 |
24 |
- |
108 |
- |
Календарный план дисциплины
«Теория и история фольклористики»
1, 2 семестры – по 18 недель
ОФО
Раздел дисциплины, тема |
Всего часов |
Аудиторные |
СРС |
Форма отчетности |
||
Лекц. |
Практ
|
|||||
Раздел 1. Историко-теоретические основы изучения фольклористики |
||||||
Тема 1. Введение |
6 |
2 |
|
|
4 |
|
Тема 2. Фольклористика как комплексная наука |
6 |
2 |
|
|
4 |
|
Тема 3. Библиографические источники по фольклористике |
4 |
|
|
|
4 |
|
Тема 4. Фольклор в системе народной художественной культуры. Фольклоризм |
6 |
2 |
|
|
4 |
|
Тема 5. Жанровый состав фольклора. Принципы жанровой классификации произведений музыкального фольклора |
8 |
|
2 |
|
6 |
|
Тема 6. Школы русской фольклористики конца XIX – нач. XX вв. Мифологическая школа |
6 |
|
2 |
|
4 |
|
Тема 7. Школа заимствования |
6 |
|
2 |
|
4 |
|
Тема 8. Школа самозарождения |
6 |
|
2 |
|
4 |
|
Тема 9. Историческая школа |
4 |
|
|
|
4 |
|
Тема 10. Этнологическое направление |
6 |
|
2 |
|
4 |
|
Раздел 2. Историко-теоретические основы развития музыкальной фольклористики |
||||||
Тема 11. Пути развития отечественной музыкальной фольклористики |
8 |
2 |
|
|
6 |
|
Тема 12. Собирание русской народной песни до 1917 года. Первый период (последняя четверть XVIII в. – 50-е годы XIX в.) |
4 |
|
|
|
4 |
|
Тема 13. Второй период собирания русской народной песни (50-е – 90-е гг. XIX в.) |
4 |
|
|
|
4 |
|
Тема 14. Третий период в истории собирания русской народной песни (90-е гг. XIX в. – 1917 г. XX в.) |
4 |
|
|
|
4 |
|
Тема 15. Собирание русской народной песни в 20-е – 50-е гг. XX в. |
4 |
|
|
|
4 |
|
Тема 16. Современные центры фольклора |
6 |
|
2 |
|
4 |
|
Раздел 3. Теоретические основы собирательской фольклористики |
||||||
Тема 17. Организация и подготовка фольклорной экспедиции |
12 |
2 |
2 |
|
8 |
|
Тема 18. Предметы внимания экспедиции |
8 |
|
2 |
|
6 |
|
Тема 19. Способы фиксации материала в ходе экспедиции |
10 |
|
2 |
|
8 |
|
Тема 20. Принципы фиксации фольклорных материалов в ходе экспедиции |
10 |
|
2 |
|
8 |
|
Тема 21. Этика фольклорной практики |
4 |
2 |
|
|
2 |
|
Тема 22. Оформление и хранение фольклорных материалов |
12 |
|
4 |
|
8 |
|
Всего по дисциплине |
144 |
12 |
24 |
|
108 |
Зачет во 2, 3 семестры, Зачет с оценкой – 4 семестр |
Содержание дисциплины
«Теория и история фольклористики»
Раздел 1. Историко-теоретические основы изучения фольклора
Тема 1. Введение. Предмет, цель и задачи курса. Структура курса. Роль и место курса в системе профессиональной подготовки студентов. Межпредметные связи курса.
Основные формы, методы и информационные источники освоения содержания курса. Требования к уровню подготовки студентов. Критерии и формы оценки знаний студентов.
Тема 2. Фольклористика как комплексная наука. Предмет изучения фольклористики как науки, ее цель и задачи. Варианты названия этой науки в России и в других странах в разные исторические периоды. Два основных направления в этномузыкологии : фелькеркунде (Völkerkunde) и фолькскунде (Völkskunde), получившие первоначальное развитие в Германии.
Связь фольклористики с этнографией, литературоведением, историей, психологией, физиологией и др. науками. Фольклористика как самостоятельная наука. Различные точки зрения ученых-фольклористов в вопросе о самостоятельности этой науки. Два направления в музыкальной фольклористике: собирательская и исследовательская фольклористика.
Тема 3. Библиографические источники по фольклористике. Универсальные, отраслевые, именные указатели библиографии фольклора – справочные издания, содержащие сведения о публикациях (текстах и исследованиях), имеющих отношение к фольклору.
Тема 4. Фольклор в системе народной художественной культуры. Фольклоризм. Определение понятий «традиция», «фольклор». Фольклор как древнейший пласт народной художественной культуры. Разнообразие трактовок понятия «фольклор». История развития понятия «фольклор» в отечественной науке. Признаки фольклора, выделяемые различными его исследователями: синкретизм (бифункциональность, полиэлементность), локальность, вариативность, импровизационность, устность, коллективность. Соотношение терминов «фольклор» и «фольклоризм». Основные направления фольклоризма.
Тема 5. Жанровый состав фольклора. Принципы жанровой классификации произведений музыкального фольклора. Определение и характеристика жанра. Жанры русского фольклора как единая художественная система, базирующаяся на общих мировоззренческих основаниях и принципах художественного мышления. Происхождение жанра. Взаимодействие жанров в процессе исторического развития фольклора. Принципы жанровой классификации (классификации В. Е. Гусева, Е. В. Гиппиуса и др.).
Тема 6. Школы русской фольклористики конца XIX – нач. XX вв. Мифологическая школа. Мифологическая школа – первая школа русской фольклористики. Развитие мифологической школы в Германии. Значение трудов немецких ученых В. и Я. Гриммов в развитии фольклористики в Западной Европе. Мифологическая («арийская», «индоевропейская») концепция Я. Гримма, изложенная в «Немецкой мифологии». Наиболее значительные работы братьев Гримм.
Развитие мифологической школы в России и ее крупнейший деятель Ф. И. Буслаев. Мифологическая концепция Ф. И. Буслаева, изложенная в его труде «Исторические очерки русской народной словесности и искусства».
Школа младших мифологов (школа сравнительной мифологии и ее деятели : А. Н. Афанасьев, А. А. Котляревский). Теория А. Н. Афанасьева о возникновении мифологической системы и его труд «Поэтические воззрения славян на природу». Значение русской мифологической школы в развитии отечественной фольклористики.
Тема 7. Школа заимствования. Положения теории заимствования, сформулированные немецким ученым Т. Бенфеем («Панчатантра»).
Идеи заимствования в России. Последователи этой теории (В. В. Стасов, Ф. И. Буслаев, А. Н. Веселовский, В. Ф. Миллер) и их труды. Достоинства и недостатки школы заимствования.
Тема 8. Школа самозарождения. Предпосылки возникновения. Возникновение школы самозарождения (антропологическое направление) в Англии. Ее основоположники и крупнейшие представители (Э. Б. Тейлор, А. Лэнг, Э. С. Хартленд, Дж. Дж. Фрезер) и их труды. Основные положения антропологической теории, развитые Э. Б. Тейлором в его знаменитом труде «Первобытная культура».
Влияние теории Э. Б. Тейлора на русскую школу. Теория исторической (эволюционной) поэтики А. Н. Веселовского. Труды А. Н. Веселовского и их значение для науки.
Тема 9. Историческая школа. Господствующее положение исторической школы в русской фольклористике конца XIX – начала XX вв. Глава исторической школы В. Ф. Миллер и его труды. Метод изучения былинного эпоса, изложенный В. Ф. Миллером в «Очерках русской народной словесности».
Последователи исторической школы : А. В. Марков, Н. Е. Ончуков, А. В. Григорьев, Б. М. и Ю. М. Соколовы. Основная проблематика их научных разысканий. Развертывание собирательской работы. Экспедиции в районы на побережье Белого моря, Мезени, Пинеги, Печоры, сохранившие былинный эпос. Сборники былин, опубликованные в результате этих экспедиций. Экспедиции Б. М. и Ю. М. Соколовых в Новгородскую и Олонецкую губернии. Сборники сказок, песен и былин, составленные по материалам этих экспедиций. Наиболее значительные труды Б. М. и Ю. М. Соколовых. Значение исторической школы для русской фольклористики.
Тема 10. Этнологическое направление. Основатель этнологического направления Д. К. Зеленин. Новаторство его творчества. Богатое и разностороннее научное наследие Д. К. Зеленина.
Методика, присущая всем трудам Д. К. Зеленина по народным обрядам. Положения теории Зеленина, определяющие новое, этнологическое направление в фольклористике, изложенные в его труде «Очерки русской мифологии». Последователи этнологической школы Е. Н. Елеонская, Р. Е. Кедрина, Е. Г. Кагаров, П. Г. Богатырев, Н. И. Толстой и их труды.
Раздел 2. Историко-теоретические основы развития
музыкальной фольклористики
Тема 11. Пути развития отечественной музыкальной фольклористики. Основные линии развития фольклористики. Изучение специфики музыкального мышления народа. Проблемы в изучении русской народной песни, связанные с гармонизацией, национальным своеобразием русской мелодики, хоровым многоголосием, вариантностью крестьянской песни. Исследования П. П. Сокальского, Ю. Н. Мельгунова, Е. Э. Линевой, Е. В. Гиппиуса, Т. С. Бершадской, В. Ф. Трутовского, И. П. Сахарова в области этой проблематики.
Изучение взаимосвязи музыки и поэзии в фольклоре. Огромные успехи советской фольклористики в этом вопросе. Создание нового раздела науки – музыкально-фольклорной текстологии. Научные труды К. В. Квитки, Е. В. Гиппиуса, А. В. Рудневой, Б. В. Ефименковой и др.
Исследование народной музыки в связи с жизнью и бытом народа. Отношение фольклора к действительности, связь его с бытом и жизнью народа. Народное исполнительство. Исследования в этой области А. А. Григорьева, П. П. Сокальского. Социологические наблюдения в трудах В. Ф. Одоевского, Ю. Н. Мельгунова, Б. В. Асафьева.
Тема 12. Собирание русской народной песни до 1917 года. Первый период (последняя четверть XVIII в. – 50-е годы XIX в.). Первый печатный сборник без напевов Н. Д. Чулкова ; сборники с напевами В. Ф. Трутовского, Н. А. Львова и И. Прача, К., Данилова, И. А. Рупина, Д. Н. Кашина. Характерные особенности первого периода.
Тема 13. Второй период собирания русской народной песни (50-е – 90-е гг. XIX в.). Появление научно-теоретических работ о народно-песенной мелодике. Труды В. Ф. Одоевского, А. Н. Серова. Новый подход к подбору песен, к их записи и гармонизации. Появление сборников с ярко выраженной научной направленностью. Проблема изучения русского народного многоголосия, поставленная Ю. Н. Мельгуновым. Сборники М. А. Балакирева, Ю. Н. Мельгунова, Н. Е. Пальчикова, В. П. Прокунина, М. А. Стаховича, Е. Э. Линевой, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, А. К. Лядова. Сборники текстов песен без напевов П. В. Киреевского, П. И. Якушкина, П. В. Шейна, А. И. Соболевского.
Тема 14. Третий период в истории собирания русской народной песни (90-е гг. XIX в. – 1917 г. XX в.). Начало планового систематического собирания русской народной песни. Организация и деятельность первых научных обществ: Петербургской песенной комиссии при Русском географическом обществе и Московской музыкально-этнографической комиссии при Московском университете. Появление фонографа и применение механической фонозаписи. Собирательская деятельность Е. Э. Линевой, А. М. Листопадова и их сборники песен. Собирание украинских и белорусских песен. Сборники И. Колессы, Ф. М. Колессы, К. В. Квитки, Е. Э. Линевой, П. В. Шейна.
Тема 15. Собирание русской народной песни в 20-е – 50-е гг. XX в. Изучение традиционной песни ленинградскими музыковедами-фольклористами Е. В. Гиппиусом, З. В. Эвальд, их сборники песен. Труды о русском народном многоголосии А. Д. Кастальского.
Учреждение в 1927 году Центрального фонограммархива народной музыки в Ленинграде. Экспедиции ленинградских ученых-исследователей северного фольклора. Плановое обследование районов Заонежья, Пинеги, Мезени, Печоры собирателями А. М. Астаховой, Е. В. Гиппиусом, З. В. Эвальд, Ф. А. Рубцовым.
Собирательская и исследовательская работа Кабинета музыкального народного творчества при Московской государственной консерватории под руководством К. В. Квитки, позднее А. В. Рудневой. Экспедиции в среднерусские и южнорусские районы. Областные и краевые сборники : «Песни Пинежья» Е. В. Гиппиуса и З. В. Эвальд (1937), Русские народные песни Вологодской области (1938) ; Русские народные песни Воронежской области (1939). А. М. Листопадов «Песни донских казаков», тт. I–V (1949–1954). Сборники «Хор Пятницкого» В. Г. Захарова и П. М. Казьмина (вып. I–VIII, 1936–1939).
Областные и краевые публикации. Попытка всестороннего изучения общерусского песенного стиля путем детального обследования стилевых особенностей местных песенных традиций. Сборники П. Яркова, А. Листопадова, А. В. Рудневой, Л. Христиансена мн. др.
Записи русской народной инструментальной музыки. Сборники Б. Ф. Смирнова, Ф. В. Соколова и др. Исследовательские очерки о русских народных смычковых инструментах в трудах Л. С. Гинзбурга и И. М. Ямпольского.
Тема 16. Современные центры фольклора. Государственный республиканский центр русского фольклора (г. Москва), Красноярский краевой центр народного творчества, Курганский областной научно-методический центр народного творчества, Нижегородский областной дом фольклора, Новгородский областной центр народного творчества, Омский центр народного творчества и досуга и мн. др. Становление и развитие домов народного творчества, фольклора, этнокультурных центров. Структура, сущность, основные функциональные обязанности.
Раздел 3. Теоретические основы собирательской фольклористики
Тема 17. Организация и подготовка фольклорной экспедиции. Функции экспедиции : учебные и научные. Задачи экспедиции : общие, специальные, специфические. Форма обследования местности : сплошное обследование, выборочное, разведывательное и стационарное. Направление обследования : экспедиции в необследованную местность ; экспедиции к переселенцам, в поселения, окруженные иноязычной средой ; повторные экспедиции «по следам» собирателей; творчески-обучающие экспедиции ; комплексные экспедиции. Основные этапы подготовки, их значение для последующей работы. Первый этап : работа в библиотеках и архивах ; просмотр материалов, фольклористических публикаций, связанных с местом направления экспедиции ; определение цели экспедиции в зависимости от степени изученности края. Второй этап : подготовка техники; способы работы с аппаратурой, оформление текстов, аудио-, видео-, фотопленок ; ведение дневника, составление отчета о работе ; приемы фиксации фольклорных произведений. Третий этап : информирование участников о маршруте и функциях каждого члена группы, координации групп в процессе работы ; готовность к экстремальным ситуациям. Четвертый этап : предварительное оповещение о работе экспедиции районных учреждений культуры (по месту предстоящей экспедиции).
Тема 18. Предметы внимания экспедиции. Музыкальные жанры: вокальная музыка, музыкальный инструментарий, женская и мужская традиции, «детская» музыка. Косвенное отражение песенного мира : песня и движение, танец ; песня и мир традиционной одежды ; песня в оценках народных музыкантов ; песня и природа ; песня и жизнь. Жилище и хозяйственные постройки, одежда, домашняя утварь и посуда. Ремесла. Календарные и семейные обычаи и обряды, народные игры, танцы.
Тема 19. Способы фиксации материала в ходе экспедиции. Слуховая фиксация. Звукозапись. Бытовые записи: простая одноканальная запись, многоканальная или многомикрофонная. Технические требования к многомикрофонной записи. «Запись с наложением», «скользящий канал». Записи на профессиональной аппаратуре. Фотосъемка. Кино- и видеосъемка.
Методические приемы записи поэтических и прозаических произведений фольклора : сокращение повторяющихся слов и словосочетаний, подчеркивание повторяющихся слов или строк, запись, осуществляемая одновременно вдвоем или втроем.
Тема 20. Принципы фиксации фольклорных материалов в ходе экспедиции. Объективность и документальность всех получаемых данных. Коллективный принцип работы. Использование опросников как непременного атрибута полевой практики. Целостный охват разнообразных явлений. Воссоздание контекста, тесно связанного с условиями целостного охвата.
Тема 21. Этика фольклорной практики. Этическое начало как важнейшее условие и «инструмент» в экспедиционной работе фольклористов.
Проблема адаптации участников экспедиции. Открытость, доброжелательность, простота – залог хорошего контакта с жителями на всех этапах и уровнях работы. Необходимость конкретных знаний и тщательной предварительной подготовки к обследованию районов, где в прошлом сложились особые формы коллективного самосознания (казаки, старообрядцы, молокане и др.) Максимальное уважение к людям, их привычкам, бытовым правилам, религиозным и этическим убеждениям. Недопустимость развязного поведения. Благопристойность в манерах, поведении и в одежде.
Ограничение времени записи в связи с физическими возможностями и возрастом исполнителей. Предварительно продуманная фиксация материала (во избежание напряжения исполнителя) : проведение сеанса должно отвечать природе традиционной памяти. Например, по календарному циклу или по семейному циклу, т.к. песни «живут» в памяти как бы рассредоточено.
Контроль за своим разговорным стилем и языком общения участников экспедиции. Избегание привычных для профессионального обихода научных определений, терминов с целью установления контакта с сельскими музыкантами.
Необходимость знания местной терминологии, местного определения жанров («лирические» – протяжные, долгие, проголосные, беседные, гульбишные, улишные ; частушки-перегудки, припевки, прибаски ; хороводы-курагоды, караводы, карагоды, круги, весновые, весневые ; колыбельные-байки, люльки и т. д.). Содействие осознанию сельскими музыкантами глубокого культурного значения собирания народных песен.
Тема 22. Оформление и хранение фольклорных материалов. Сопровождение всех сделанных записей указаниями данных об исполнителях, месте и времени записи (на реестре и в тетради, а также объявления на пленке). Составление перечня исполнителей, песен и наигрышей, в т. ч. к каждой кассете многомикрофонной записи. Запись текстов в тетрадях. Фиксация в дневниках всего хода экспедиции. Оформление фото- и кинопленок. Инвентаризация, систематизация и каталогизация фольклорных материалов. Составление картотеки по алфавиту, жанровому, географическому признакам. Составление «Описи фольклорного фонда кафедры». Условия и место хранения фольклорных материалов.
6.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине:
(В соответствии с «Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» к основным видам фонда оценочных средств (ФОС) в вузе отнесены: курсовые работы, коллоквиумы, контрольные работы, рефераты, тесты, эссе, просмотры, технические зачеты, академические концерты, прогоны и пр.)
Данный раздел выполняется в виде Приложения к рабочей программе по дисциплине «Теория и история фольклористики», см. Приложение.
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины:
*литература, представленная в фонде научной библиотеки ТГИК
а) Основная
1. Лазарева, Л. Н. Календарно – обрядовые праздники Урала : учеб. пособие по курсу «Этнография и фольклор» / Л. Н. Лазарева ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств, каф. режиссуры театрализов. предст. и празд.-3-е изд. – Челябинск : ЧГАКИ, 2007. – 76 с.
2. Лазарева, Л. Н. Календарно-обрядовый праздник в тексте современной культуры : учебное пособие по дисциплине «История и теория праздников» для студ., обучающ. по спец. 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» / Л. Н. Лазарева ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств ; фак. театра, кино и телевидения ; каф. режиссуры театрализов. предст. и празд. – Челябинск : ЧГАКИ, 2008. – 220 с.
3. Народное музыкальное творчество : учеб. / отв. ред. О. А. Пашина. – Санкт-Петербург : Композитор, 2005. – 568 с., нотн. прим., ил.
б) дополнительная
Раздел 1. Историко-теоретические основы изучения
Тема 1. Введение
4. Аникин, В. П. Теория фольклора : курс лекций / В. П. Аникин. – Москва, 1996.
5. Гусев, В. Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки) / В. Е. Гусев. – Санкт-Петербург, 1993.
6. Судьбы традиционной культуры : сб. ст. и материалов памяти Ларисы Ивлевой / М-во культуры Рос. Федерации; Рос. акад. наук ; Рос. ин-т ист. искусств; ред. – сост. В. Д. Кен. – Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин,1998. – 363 с. : ил.
Тема 2. Фольклористика как комплексная наука
7. Аникин, В. П. Фольклор как коллективное творчество народа / В. П. Аникин. – М., 1969.
8. Богатырёв, П. Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырёв. – М., 1971.
9. Чичеров, В. И. Вопросы теории и истории народного творчества / В. Чичеров. – М., 1959.
Тема 3. Библиографические источники по фольклористике
10. Бацер, Д. Русская народная музыка : нотографический указатель (1776-1973) : в 2 ч. / Д. Бацер, Б. Рабинович – Москва, 1981. – Ч. 1 ; 1984. – Ч. 2.
11. Ершова, Т. М. Народная художественная культура : библиогр. указ. по курсу для студ. ДО и ЗО вузов культуры и искусств / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; каф. теории и социол. культуры. – Челябинск : ЧГАКИ, 2001. – 50 с.
12. Мельц, М. Я. Русский фольклор :библиогр. указатель. 1960 – 1965 / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) ; БАН СССР ; / сост. М. Я. Мельц ; под ред. А. М. Астаховой, С. П. Луппова. – Ленинград, 1967. – 539 с.
13. Мельц, М. Я. Русский фольклор : библиогр. указатель. 1901–1916 / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) ; БАН СССР ; сост. М. Я. Мельц ; под ред. А. М. Астаховой, С. П. Луппова. – Л. :БАН, 1981. – 477 с.
14. Русский фольклор : библиогр. указ. : 1976–1980 / АН СССР. Ин-т русской литературы (Пушкинский дом) ; сост. Т. Г. Иванова ; ред. Н. П. Копанева. – Ленинград,1987. – 399 с.
Тема 4. Фольклор в системе народной художественной культуры.
Фольклоризм
15. Кравцов, Н. И. Русское устное народное творчество : учеб. для филол. спец. ун-тов / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин.-2-е изд. испр. И доп. – Москва : Высшая школа,1983. – 448 с. : ил.
16. Кузнецова, Т. В. Народное художественное творчество : (ист. традиции и соврем. эстет. пробл.) / Т. В. Кузнецова. – Москва : Знание, 1985. – 63 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Эстетика» ; № 12).
17. Сохранение и возрождение фольклорных традиций : сборник научных трудов. Ч. 1 / РАН. Гос. респ. центр рус. фольклора. – Москва. – 1993.-172 с. – Вып. 2.
18. Цукерман, В. С. Народная художественная культура в условиях социализма : учеб. пособие / В. С. Цукерман ; ЧГИК. – Челябинск : ЧГИК, 1989. – 134 с.
Тема 5. Жанровый состав фольклора.
Принципы жанровой классификации произведений музыкального фольклора
19. Локальные традиции народной культуры в конце 20 века : материалы региональной научно-практической конференции (Курган, 14 декабря 2001 г.) / Курган. гос. ун-т, каф. лит. – Курган, 2002. – 121 с.
20. Русское народное поэтическое творчество : хрестоматия : для пед. ин-тов по спец. № 2116 «Рус. яз. и лит. в нац. шк.» / сост. Ю. Г. Круглов. – 2-е изд. дораб. – Ленинград : Просвещение, 1987. – 654, [1] с. : ил.
21. Русское народное поэтическое творчество:хрестоматия по фольк-лорстике: для пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» и № 2116 «Рус. яз. и лит. в нац. шк.» / сост. Ю. Г. Круглов. – Москва : Высшая школа, 1986. – 535, [1] с.
Тема 6. Школы русской фольклористики конца
XIX – нач. XX вв. Мифологическая школа
22. Азадовский, М. К. История русской фольклористики / М. К. Азадовский ; АН СССР, Отд-ние лит. и языка. – Москва : Учпедгиз. Т. 2 . – 1963. – 362 с.
23. Афанасьев, А. Н. Древо жизни : избранные статьи / А. Н. Афанасьев ; подгот. текста и коммент. Ю. М. Медведева. – Москва : Современник, 1982. – 464 с. : портр. – (Библиотека «Любителям российской словесности»).
24. Афанасьев, А. Н. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева : в 3-х т. / А. Н. Афанасьев ; изд. подгот. Л. Г. Бараг, Н. В. Новиков. – Москва : Наука. – (Литературные памятники). Т. 1. – 1984. – 511 с. : ил.
Тема 7. Школа заимствования
25. Азадовский, М. К. История русской фольклористики / М. К. Азадовский. – Москва : Учпедгиз, 1958. – 479 с. : 1 л. портр.
26. Минц, С. И. Русская фольклористика: хрестоматия для студ. филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов / С. И. Минц, Э. В. Померанцева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Высшая школа,1971. – 416 с.
27. Минц, С. И. Русская фольклористика: хрестоматия для вузов / С. И. Минц, Э. В. Померанцева. – Москва : Высшая школа,1965. – 470 с.
Тема 8. Школа самозарождения
28. Михно, О. Л. Школы русской фольклористики середины XIX – нач. XX вв. : хрестоматия / О. Л. Михно / ЧГАКИ. – Челябинск, 2001.
29. Методические указания по курсу «Русское устное народное творчество» для студ. 1 курса заоч. отд-ния библ. фак. / Челяб. гос. ин-т культуры, каф. ист. лит. ; сост. Л. П. Шагарова. – Челябинск : ЧГИК, 1988. – 27 с.
30. Русское народное поэтическое творчество / под ред. П. Г. Богатырева. – Москва : Учпедгиз, 1954. – 536 с.
Тема 9. Историческая школа
31. Современность и фольклор: статьи и материалы / сост. : В. Е. Гусев, А. А. Горковенко ; редкол. : К. А. Вертков, А. А. Горковенко, В. Е. Гусев, И. И. Земцовский. – Москва : Музыка,1977. – 348 с. : нот. – (Фольклор и фольклористика).
32. Рыбников, П. Н. Русские народные былины, песни / П. Н. Рыбников. – Москва : Советская Россия. – (Б-ка «В помощь художественной самодеятельности»; № 19). Ч. 1. – 1990. – 141, [2] с.
33. Былины. – Москва : Современник, 1991. – 766 c. – (Сокровища русского фольклора).
Тема 10. Этнологическое направление
34. Морохин, В. Н. Хрестоматия по истории русской фольклористики : учеб. пособие для студ. филол. спец. ун-тов и педвузов / В. Н. Морохин. – Москва : Высшая школа, 1973. – 316 с. : ил.
35. Обрядовая поэзия / сост., предисл., примеч., подгот. текстов В. И. Жекулиной, А. Н. Розова ; худож. Т. М. Чиркова. – Москва : Современник, 1989. – 734, [1] с. : ил. – (Классич. б-ка «Современника». Сокровища рус. фольклора).
36. Русское народное поэтическое творчество : учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / сост. М. А. Вавилова, В. А. Василенко, В. И. Игнатов и др. ; под ред. А. М. Новиковой. – 2-е изд. – Москва : Высшая школа, 1978. – 440 с.
Раздел 2. Историко-теоретические основы развития
музыкальной фольклористики
37. Тема 11. Пути развития отечественной музыкальной фольклористики
38. Возрождение культуры народов Челябинской области : материалы региональн. науч.-практ. конф.15 дек.2003 г. / гл. упр. культуры и искусства Челяб. обл. ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств ; ассамблея народов Челяб. обл. ; редкол. : Н. Г. Апухтина, В. И. Лавришин, Р. Ш. Каримов. – Челябинск : ЧГАКИ, 2003. – 206 с. – (70-летию Челяб. обл. посвящ.).
39. Кулаковская, Н. И. За народной мудростью : рассказы о русском фольклоре / Н. И. Кулаковская. Л. В. Кулаковский. – Москва : Советский композитор,1975. – 76 с. : ил.
40. Судьбы традиционной культуры : сб. ст. и материалов памяти Ларисы Ивлевой / М-во культуры Рос. Федерации ; Рос. акад. наук ; Рос. ин-т ист. Искусств ; ред.-сост. В. Д. Кен. – Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин,1998. – 363 с. : ил.
41. Русская мысль о музыкальном фольклоре: материалы и документы / под ред. П. А. Вульфиуса. – Москва, 1979.
Тема 12. Собирание русской народной песни до 1917 года. Первый период
(последняя четверть XVIII в. – 50-е годы XIX в.)
42. Русские былины. – Минск : Детиздат, 1940. – 56 с. : ил.
43. Русский фольклор : из истории русской народной поэзии / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом). – Ленинград : Наука. Т. 12. – 1971. – 321 с.
44. «Сборник Кирши Данилова» и его место в русской фольклористике // Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. – 2-е изд. / сост. А. П. Евгеньева, Б. Н. Путилов. – Москва : Наука, 1977.
Тема 13. Второй период собирания русской народной песни
(50-е – 90-е гг. XIX в.)
45. Асафьев, Б. История собирания, претворения и изучения русской народной песни // Б. Асафьев. О народной музыке. – Ленинград, 1987.
46. Попова, Т. Собирание и изучение русской народной песни до 1917 г. // Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. Т. 2. – Москва, 1964.
47. Сохранение и возрождение фольклорных традиций : сборник научных трудов / РАН. Гос. респ. центр рус. фольклора. – Москва, 1995. – 184 с. : нот. – Вып. 6.
Тема 14. Третий период в истории собирания русской народной песни
(90-е гг. XIX в. – 1917 г. XX в.)
48. Андреев, Н. П. Русский фольклор : хрестоматия для высш. пед. учеб. заведений / Н. П. Андреев. – 2-е изд., перераб. – Москва ; Ленинград : Учпедгиз, 1938. – 655 с. : ил.
49. Серов, А. Н. Русская народная песня как предмет науки / А. Н. Серов. – Москва-Ленинград, 1952.
50. Кулаковский, Л. О русском народном многоголосии / Л. Кулаковский. – Москва : МУЗГИЗ, 1951. – 112 с.
Тема 15. Собирание русской народной песни в 20-е – 50-е гг. XX в.
51. Кузнецова, Т. В. Народное художественное творчество : (ист. традиции и соврем. эстет. пробл.) / Т. В. Кузнецова. – Москва : Знание, 1985. – 63 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Эстетика» ; № 12).
52. Русская свадебная поэзия Сибири / АН СССР. Сиб. отд-ние. Бурятск. филиал Бурятск. ин-т обществ. наук. – Новосибирск : Наука, 1984. – 262 с.
Тема 16. Современные центры фольклора
53. Беловинский, Л. В. История русской материальной культуры : учеб. пособие / Л. А. Беловинский. – Москва : МГУК. Ч.1. – 1996. – 108с. : ил.
54. Сохранение культурного наследия (на примере музея народной культуры) : учеб.-практ. пособие / Моск. гос. ун-т культуры и искусств ; сост. Л. В. Ефимец, О. В. Шлыкова. – Москва : Экон-информ, 2011. – 243 с.
55. Цукерман, В. С. Сущность, структура и основные характеристики художественной самодеятельности: лекция для студ. культ-просвет. фак. ин-тов культуры по курсу «Теория и методика орг. самодеят. тв-ва трудящихся» / В. С. Цукерман ; ЧГИК. – Челябинск: ЧГИК. Ч. 1 и 2. – 1984. – 56 с.
Раздел 3. Теоретические основы собирательской фольклористики
Тема 17. Организация и подготовка фольклорной экспедиции
56. Балашов, Д. М. Как собирать фольклор : руководство по сбору произведений устного народного творчества / Д. М. Балашов. – Москва : Знание, 1971. – 40 с. – (Памятники русской культуры).
57. История культуры Южного Зауралья : монография / Курган. гос. ун-т ; авт. проекта и отв. за вып. В. В. Подливалов. – Курган : КГУ. Т. 1. Становление древних цивилизаций ; Феодальный и капиталистический периоды. – 2005. – 508 с. : ил.
58. Этнография и фольклор народов Южного Урала : русская свадьба : сб. науч. ст. / под ред. В. М. Кузнецова. – Челябинск : Полиграф-Мастер, 2006. – 236 с. : ил.
Тема 18. Предметы внимания экспедиции
59. Фольклор как искусство слова / Вып. 3. : Художественные средства русского народного поэтического творчест. – Москва : Издательство МГУ. – 1975. – 166 с.
60. Фольклор : поэтическая система / АН СССР, Науч. совет по фольклору при отд-нии лит. и языка ; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького ; отв. ред. А. И. Баландин, В. М. Гацак. – Москва : Наука, 1977. – 343 с.
Тема 19. Способы фиксации материала в ходе экспедиции
61. Бачинская, Н. М. Памятка собирателя народных песен / Н. М. Бачинская. – Москва, 1953.
62. Громов, Г. Г. Методика этнографических экспедиций / Г. Г. Громов. – Москва, 1966.
63. Гусев, В. Е. Методика полевых исследований / В. Е. Гусев // Русский фольклор.– Москва – Ленинград, 1964. – Т.9.
64. Ефименкова, Б. Б. Специфика экспедиционной работы на музыковедческих факультетах консерваторий / Б. Б. Ефименкова // Актуальные проблемы педагогики. – Москва, 1977.
Тема 20. Принципы фиксации
фольклорных материалов в ходе
экспедиции
65. Земцовский, И. И. Искатели песен : рассказы о собирателях песен / И. И. Земцовский. – Ленинград, 1967.
66. Круглов, Ю. Г. Фольклорная практика : пособие для студентов и преподавателей педагогических институтов / Ю. Г. Круглов. – Москва, 1979.
67. Круглов, Ю. Г. Фольклорная практика : 2-е изд. / Ю. Г. Круглов – Москва, 1986.
68. Кулаковский, Л. В. Как собирать и записывать народные песни / Л. В. Кулаковский. – Москва, 1962.
Тема 21. Этика фольклорной практики
69. Лазутин, С. Г. Программа и методические рекомендации по проведению учебной практики по фольклору / С. Г. Лазутин. – Воронеж, 1979.
70. Медведева, В. Н. Фольклорная практика в музыкальном вузе. Учебно-методическо пособие / В. Н. Медведева. – Москва, 1993.
71. Мельников, М. Н. Сибирский фольклор. Программа полевых наблюдений собирателя / М. Н. Мельников. – Новосибирск, 1973.
Тема 22. Оформление и хранение фольклорных материалов
72. Методическая записка по архивному хранению и систематизации фольклорных материалов / отв. ред. В. Я. Пропп. – Вильнюс, 1964.
73. Музыкально-этнографическая практика. Программа для музыкальных вузов по специальностям «Композиция», «Музыковедение» : Проект / сост. А. Мехнецов. – Москва, 1982.
74. Новикова, А. М. Как записывать фольклор / А. М. Новикова // Русское народное поэтическое творчество : Хрестоматия. – Москва, 1971.
75. Чистов, К. В. Современное народное творчество, его собирание и изучение / К. В. Чистов. – Москва,1963.
76. Щуров, В. М. Методика собирания музыкального фольклора в условиях студенческой музыкально-этнографической практики / В. М. Щуров // Методы музыкально-фольклористического исследования. – Москва, 1989.
8.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины:
1. «КонсультантПлюс». – URL : http://base.consultant.ru/
2. Национальная электронная библиотека (НЭБ). – URL : http://xn--90ax2c.xn--p1ai/.
3. Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина. – URL : http://www.prlib.ru/
4. Энциклопедические словари на сервере Edic.ru. – URL: http://www.edic.ru/
5. http://e.lanbook.com/books/?p_f_1_temp_id=18&p_f_1_65=2612&p_f_1_63=2689&p_f_1_67=2617
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины: не имеются
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем:
Лицензионное программное обеспечение: пакет программ Microsoft Office (MS Word, MS Power Point).
11.Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Для наиболее качественного проведения лекций и практических занятий имеются: лекционный кабинет, наглядные пособия, аудио-, видео- аппаратура, а также аудио- и видео- материалы.
Дискография
1. Былины Русского Севера. – Москва, 1985
2. Былины Русского Севера: сказители Рябинины. – Москва, 1985
3. Народный календарь Песни народных праздников и обрядов. – Москва, 1989
4. Народная музыка Южной России : Антология. – Москва, 1989.
5. Концерты М.Е. Пятницкого с крестьянами. 1914. – Ленинград, 1986.
6. Песни Белого моря (обрядовые, рекрутские, лирические, плясовые). – Москва, 1980.
7. Песенная жемчужина Тюменской области. – Тюмень, 2001.
8. Русская народная музыка западных, центральных областей и Поволжья. Антология. – Москва, 1990.
9. Русская народная песня Севера и Сибири : Антология. – Москва, 1990.
10. Русские народные музыкальные инструменты. – Москва, 1982.
11. Сторона моя, сторонушка. Красота. – Новосибирск, 2000.
12. Традиционные свадьбы Южной России. – Москва, 1982.
13. Традиционный фольклор Сибири. – Тюмень, 1998.
14. Фольклор народов России. – Москва, 1988.
15. Эпические стихи и притчи Русского Севера. – АнТрон, 1994.
*Диски и грампластинки находятся в отделе искусств Научной библиотеки Института искусств и народного художественного творчества Тюменской государственной академии культуры и искусств.
Приложение
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тюменский государственный институт культуры
УТВЕРЖДАЮ:
Декан факультета
_________________________Демина Л.В.
«____» _____________ 2017 г.
Фонд оценочных средств
По дисциплине
Теория и история фольклористики
Направление подготовки
51.02.04 «Народная художественная культура»
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
очная
Тюмень, 2017
Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине
«Теория и история фольклористики»
1. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной «Теория и история фольклористики», и этапы формирования компетенций
Код компетенции |
Наименование компетенции |
Структурные элементы компетенции |
Этапы формирования компетенции |
Виды занятий для формирова ния компе тенции |
Виды оценочных средств для определения сформирован ности компетенции |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
ПК-4
|
Способность проводить теоретические и прикладные научные исследования в области теории, истории, организации и руководства развитием народной художественной культуры , народного художественного творчества, этнокультурного воспитания и образования с использованием современных научно-исследовательских и информационных технологий |
Знать: особенности теоретических и прикладных научных исследований в области теории, истории, организации и руководства развитием народной художественной культуры , народного художественного творчества, этнокультурного воспитания и образования с использованием современных научно-исследовательских и информационных технологий на уровне понимания |
Тема 1. ВведениеТема 2. Фольклористика как комплексная наукаТема 3. Библиографические источники по фольклористикеТема 4. Фольклор в системе народной художественной культуры. Фольклоризм Тема 5. Жанровый состав фольклора. Принципы жанровой классификации произведений музыкального фольклора Тема 6. Школы русской фольклористики конца XIX – нач. XX вв. Мифологическая школа Тема 7. Школа заимствования Тема 8. Школа самозарождения Тема 9. Историческая школа Тема 10. Этнологическое направление Тема 11. Пути развития отечественной музыкальной фольклористики Тема 12. Собирание русской народной песни до 1917 года. Первый период (последняя четверть XVIII в. – 50-е годы XIX в.) Тема 13. Второй период собирания русской народной песни (50-е – 90-е гг. XIX в.) Тема 14. Третий период в истории собирания русской народной песни (90-е гг. XIX в. – 1917 г. XX в.) Тема 15. Собирание русской народной песни в 20-е – 50-е гг. XX в. Тема 16. Современные центры фольклора Тема 17. Организация и подготовка фольклорной экспедиции Тема 18. Предметы внимания экспедиции Тема 19. Способы фиксации материала в ходе экспедиции Тема 20. Принципы фиксации фольклорных материалов в ходе экспедиции Тема 21. Этика фольклорной практики Тема 22. Оформление и хранение фольклорных материалов |
Практические занятия и самостоятельная работа |
Вопросы к зачету 2 семестра
|
Уметь: описывать особенности теоретических и прикладных научных исследований в области теории, истории, организации и руководства развитием народной художественной культуры , народного художественного творчества, этнокультурного воспитания и образования с использованием современных научно-исследовательских и информационных технологий на уровне анализа |
|||||
Владеть навыками: распознавать особенности теоретических и прикладных научных исследований в области теории, истории, организации и руководства развитием народной художественной культуры, народного художественного творчества, этнокультурного воспитания и образования с использованием современных научно-исследовательских и информационных технологий на уровне синтеза |
2. Планируемые уровни сформированности компетенций по дисциплине «Теория и история фольклористики»
Этапы формирования компетенции (по отношению ко времени прохождения дисциплины) |
Уровни сформированности компетенции (качество сформированности компетенции) |
Основные признаки (показатели) достижения определенного уровня – критерии (дескрипторы) |
Оценка достигнутого уровня (баллы) |
Раздел 1. Историко-теоретические основы изучения фольклористики |
|||
Тема 1. Введение |
Начальный уровень: Владеет знаниями об основных направлениях исследования в области фольклористики на уровне понимания |
Знает: основные направления исследования в области фольклористики
Умеет: классифицирует основные концепций образования, отражающих современный этап развития народной художественной культуры и этнокультурного образования
Владеет навыками: определять способы разработки и научного обоснования концепций развития народной художественной культуры и этнокультурного образования
|
Начальный уровень: 5-7 баллов;
|
Базовый уровень: воспроизводит знания об основных направлениях исследования в области фольклористики на уровне анализа |
Базовый уровень: 8-12 баллов;
|
||
Продвинутый уровень: об основных направлениях исследования в области фольклористики на уровне синтеза |
Продвинутый уровень: 17-20 баллов. |
||
Тема 2. Фольклористика как комплексная наука |
Начальный уровень: Владеет знаниями о фольклористике как комплексной науке на уровне понимания |
Знает: об этапах развития фольклористики как комплексной науки
Умеет: анализировать этапы развития фольклористики как комплексной науки
Владеет навыками: иллюстрировать этапы развития фольклористики как комплексной науки
|
Начальный уровень: 10-12 баллов;
|
Базовый уровень: Владеет знаниями о фольклористике как комплексной науке на уровне анализа |
Базовый уровень: 13-16 баллов;
|
||
Продвинутый уровень: Владеет знаниями о фольклористике как комплексной науке на уровне синтеза |
Продвинутый уровень: 17-20 баллов. |
||
Тема 3. Библиографические источники по фольклористике |
Начальный уровень: Владеет знаниями о библиографических источниках по фольклористике на уровне воспроизведения |
Знает: библиографические источники по фольклористике
Умеет: расширять о библиографических источниках по фольклористике
Владеет навыками: рассуждать о библиографических источниках по фольклористике
|
Начальный уровень: 10-12 баллов;
|
Базовый уровень: Применяет знания о библиографических источниках по фольклористике |
Базовый уровень: 13-16 баллов;
|
||
Продвинутый уровень: Владеет знаниями о библиографических источниках по фольклористике на уровне анализа |
Продвинутый уровень: 17-20 баллов. |
||
Тема 4. Фольклор в системе народной художественной культуры. Фольклоризм |
Начальный уровень: Владеет знаниями о фольклоре в системе народной художественной культуры на уровне понимания |
Знает: о фольклоре в системе народной художественной культуры
Умеет: расширять знания о фольклоре в системе народной художественной культуры Владеет навыками: рассуждать фольклоре в системе народной художественной культуры |
Начальный уровень: 10-12 баллов;
|
Базовый уровень: Владеет знаниями о фольклоре в системе народной художественной культуры на уровне анализа |
Базовый уровень: 13-16 баллов;
|
||
Продвинутый уровень: воспроизводит знания о фольклоре в системе народной художественной культуры |
Продвинутый уровень: 17-20 баллов. |
||
Тема 5. Жанровый состав фольклора. Принципы жанровой классификации произведений музыкального фольклора |
Начальный уровень: Владеет знаниями о жанровом составе фольклора на уровне воспроизведения |
Знает: об особенностях жанрового состава фольклора
Умеет: анализировать жанровый состав фольклора
Владеет навыками: описывать принципы жанровой классификации произведений музыкального фольклора |
Начальный уровень: 10-12 баллов;
|
Базовый уровень: Воспроизводит принципы жанровой классификации произведений музыкального фольклора на уровне понимания |
Базовый уровень: 13-16 баллов;
|
||
Продвинутый уровень: применяет знания о принципах жанровой классификации произведений музыкального фольклора |
Продвинутый уровень: 17-20 баллов. |
||
Тема 6. Школы русской фольклористики конца XIX – нач. XX вв. Мифологическая школа |
Начальный уровень: Владеет знаниями о школах русской фольклористики конца XIX – нач. XX вв. на уровне воспроизведения |
Знает: об особенностях школ русской фольклористики конца XIX – нач. XX вв.
Умеет: рассуждать об особенностях школ русской фольклористики конца XIX – нач. XX вв.
Владеет навыками: исследовать школы русской фольклористики конца XIX – нач. XX вв.
|
Начальный уровень: 10-12 баллов;
|
Базовый уровень: Воспроизводит знания о школах русской фольклористики конца XIX – нач. XX вв. |
Базовый уровень: 13-16 баллов;
|
||
Продвинутый уровень: владеет знаниями о школах русской фольклористики конца XIX – нач. XX вв. на уровне исследования |
Продвинутый уровень: 17-20 баллов. |
||
Тема 7. Школа заимствования |
Начальный уровень: Владеет знаниями о школе заимствования на уровне воспроизведения |
Знает: об особенностях школы заимствования
Умеет: описывать особенности школы заимствования
Владеет навыками: объяснять особенности школы заимствования
|
Начальный уровень: 10-12 баллов;
|
Базовый уровень: Владеет знаниями о школе заимствования на уровне анализа |
Базовый уровень: 13-16 баллов;
|
||
Продвинутый уровень: Владеет знаниями о школе заимствования на уровне синтеза |
Продвинутый уровень: 17-20 баллов. |
||
Тема 8. Школа самозарождения
|
Начальный уровень: Владеет знаниями о школе самозарождения на уровне воспроизведения |
Знает: об особенностях школы самозарождения
Умеет: описывать особенности школы самозарождения
Владеет навыками: объяснять особенности школы самозарождения
|
Начальный уровень: 10-12 баллов;
|
Базовый уровень: Владеет знаниями о школе самозарождения на уровне анализа |
Базовый уровень: 13-16 баллов;
|
||
Продвинутый уровень: Владеет знаниями о школе самозарождения на уровне синтеза |
Продвинутый уровень: 17-20 баллов. |
||
Тема 9. Историческая школа |
Начальный уровень: Владеет знаниями об исторической школе на уровне воспроизведения |
Знает: об особенностях исторической школы
Умеет: описывать особенности исторической школ
Владеет навыками: объяснять особенности исторической школ
|
Начальный уровень: 10-12 баллов;
|
Базовый уровень: Владеет знаниями об исторической школе на уровне анализа |
Базовый уровень: 13-16 баллов;
|
||
Продвинутый уровень: Владеет знаниями об исторической школе на уровне синтеза |
Продвинутый уровень: 17-20 баллов. |
||
Тема 10. Этнологическое направление |
Начальный уровень: Владеет знаниями об этнологическом направлении на уровне воспроизведения |
Знает: об особенностях этнологического направления
Умеет: анализировать особенности этнологического направления я
Владеет: понятийным аппаратом данного направления
|
Начальный уровень: 10-12 баллов;
|
Базовый уровень: Владеет знаниями об этнологическом направлении на уровне анализа |
Базовый уровень: 13-16 баллов;
|
||
Продвинутый уровень: Владеет знания об этнологическом направлении на уровне синтеза |
Продвинутый уровень: 17-20 баллов. |
||
Раздел 2. Историко-теоретические основы развития музыкальной фольклористики |
|||
Тема 11. Пути развития отечественной музыкальной фольклористики |
Начальный уровень: Владеет знаниями о путях развития отечественной музыкальной фольклористики на уровне воспроизведения |
Знает: о путях развития отечественной музыкальной фольклористики
Умеет: расширять знания о путях развития отечественной музыкальной фольклористики
Владеет навыками: оценивать пути развития отечественной музыкальной фольклористики |
Начальный уровень: 10-12 баллов;
|
Базовый уровень: Владеет знаниями о путях развития отечественной музыкальной фольклористики на уровне анализа |
Базовый уровень: 13-16 баллов;
|
||
Продвинутый уровень: Владеет знаниями о путях развития отечественной музыкальной фольклористики на уровне синтеза |
Продвинутый уровень: 17-20 баллов. |
||
Тема 12. Собирание русской народной песни до 1917 года. Первый период (последняя четверть XVIII в. – 50-е годы XIX в.) |
Начальный уровень: Владеет знаниями об особенностях собирания русской народной песни до 1917 года на уровне воспроизведения |
Знает: об особенностях собирания русской народной песни до 1917 года (первый период)
Умеет: расширять знания об особенностях собирания русской народной песни до 1917 года (первый период)
Владеет навыками: давать оценку особенностям собирания русской народной песни до 1917 года (первый период) |
Начальный уровень: 10-12 баллов;
|
Базовый уровень: Владеет знаниями об особенностях собирания русской народной песни до 1917 года на уровне анализа |
Базовый уровень: 13-16 баллов;
|
||
Продвинутый уровень: Владеет знаниями об особенностях собирания русской народной песни до 1917 года на уровне воспроизведения на уровне оценивания |
Продвинутый уровень: 17-20 баллов. |
||
Тема 13. Второй период собирания русской народной песни (50-е – 90-е гг. XIX в.) |
Начальный уровень: Владеет знаниями об особенностях второго периода собирания русской народной песни (50-е – 90-е гг. XIX в.) на уровне воспроизведения |
Знает: об особенностях второго периода собирания русской народной песни (50-е – 90-е гг. XIX в.)
Умеет: расширять знания об особенностях второго периода собирания русской народной песни (50-е – 90-е гг. XIX в.)
Владеет навыками: давать оценку особенностям второго периода собирания русской народной песни (50-е – 90-е гг. XIX в.) |
Начальный уровень: 10-12 баллов;
|
Базовый уровень: Владеет знаниями об особенностях второго периода собирания русской народной песни (50-е – 90-е гг. XIX в.) на уровне анализа |
Базовый уровень: 13-16 баллов;
|
||
Продвинутый уровень: Владеет знаниями об особенностях второго периода собирания русской народной песни (50-е – 90-е гг. XIX в.) на уровне оценивания |
Продвинутый уровень: 17-20 баллов |
||
Тема 14. Третий период в истории собирания русской народной песни (90-е гг. XIX в. – 1917 г. XX в.) |
Начальный уровень: Владеет знаниями об особенностях третьего периода собирания русской народной песни (90-е гг. XIX в. – 1917 г. XX в.) на уровне воспроизведения |
Знает: об особенностях третьего периода собирания русской народной песни (90-е гг. XIX в. – 1917 г. XX в.)
Умеет: расширять знания об особенностях третьего периода собирания русской народной песни (90-е гг. XIX в. – 1917 г. XX в.)
Владеет навыками: давать оценку особенностям третьего периода собирания русской народной песни (90-е гг. XIX в. – 1917 г. XX в.) |
Начальный уровень: 10-12 баллов;
|
Базовый уровень: Владеет знаниями об особенностях третьего периода собирания русской народной песни (90-е гг. XIX в. – 1917 г. XX в.) на уровне анализа |
Базовый уровень: 13-16 баллов;
|
||
Продвинутый уровень: Владеет знаниями об особенностях третьего периода собирания русской народной песни (90-е гг. XIX в. – 1917 г. XX в.) на уровне оценивания |
Продвинутый уровень: 17-20 баллов. |
||
Тема 15. Собирание русской народной песни в 20-е – 50-е гг. XX в. |
Начальный уровень: Владеет знаниями об особенностях собирания русской народной песни в 20-е – 50-е гг. XX в. на уровне воспроизведения |
Знает: об особенностях собирания русской народной песни в 20-е – 50-е гг. XX в.
Умеет: анализировать особенности собирания русской народной песни в 20-е – 50-е гг. XX в.
Владеет навыками: давать оценку особенностям собирания русской народной песни в 20-е – 50-е гг. XX в.
|
Начальный уровень: 10-12 баллов;
|
Базовый уровень: Владеет знаниями об особенностях собирания русской народной песни в 20-е – 50-е гг. XX в. на уровне анализа |
Базовый уровень: 13-16 баллов;
|
||
Продвинутый уровень: Владеет знаниями об особенностях собирания русской народной песни в 20-е – 50-е гг. XX в.на уровне воспроизведения на уровне оценивания |
Продвинутый уровень: 17-20 баллов. |
||
Тема 16. Современные центры фольклора |
Начальный уровень: Владеет знаниями о современных центрах фольклора на уровне воспроизведения |
Знает: об особенностях современных центрах фольклора
Умеет: анализировать особенности современных центрах фольклора
Владеет навыками: давать оценку особенностям современных центров фольклора
|
Начальный уровень: 10-12 баллов;
|
Базовый уровень: Владеет знаниями о современных центрах фольклора на уровне анализа |
Базовый уровень: 13-16 баллов;
|
||
Продвинутый уровень: Владеет знаниями о современных центрах фольклора на уровне оценивания |
Продвинутый уровень: 17-20 баллов. |
||
Раздел 3. Теоретические основы собирательской фольклористики |
|||
Тема 17. Организация и подготовка фольклорной экспедиции |
Начальный уровень: Владеет знаниями об организации и подготовке фольклорной экспедиции на уровне понимания |
Знает: об особенностях организации и подготовке фольклорной экспедиции
Умеет: анализировать особенности организации и подготовке фольклорной экспедиции
Владеет навыками: рассуждать об особенностях организации и подготовки фольклорной экспедиции
|
Начальный уровень: 10-12 баллов;
|
Базовый уровень: Владеет знаниями об организации и подготовке фольклорной экспедиции на уровне применения |
Базовый уровень: 13-16 баллов;
|
||
Продвинутый уровень: Владеет знаниями об организации и подготовке фольклорной экспедиции на уровне оценивания |
Продвинутый уровень: 17-20 баллов. |
||
Тема 18. Предметы внимания экспедиции |
Начальный уровень: Владеет знаниями о предметах внимания экспедиции на уровне воспроизведения |
Знает: об особенностях предметов внимания экспедиции
Умеет: анализировать особенности предметов внимания экспедиции
Владеет: навыками описания предметов внимания экспедиции |
Начальный уровень: 10-12 баллов;
|
Базовый уровень: Владеет знаниями о предметах внимания экспедиции на уровне применения |
Базовый уровень: 13-16 баллов;
|
||
Продвинутый уровень: Владеет знаниями о предметах внимания экспедиции на уровне синтеза |
Продвинутый уровень: 17-20 баллов. |
||
Тема 19. Способы фиксации материала в ходе экспедиции |
Начальный уровень: Владеет знаниями о способах фиксации материала в ходе экспедиции на уровне воспроизведения |
Знает: способы фиксации материала в ходе экспедиции
Умеет: анализировать использование способов фиксации материала в ходе экспедиции
Владеет: иллюстрировать способы фиксации материала в ходе экспедиции
|
Начальный уровень: 10-12 баллов;
|
Базовый уровень: Владеет знаниями о способах фиксации материала в ходе экспедиции на уровне применения |
Базовый уровень: 13-16 баллов;
|
||
Продвинутый уровень: Владеет знаниями о способах фиксации материала в ходе экспедиции на уровне синтеза |
Продвинутый уровень: 17-20 баллов. |
||
Тема 20. Принципы фиксации фольклорных материалов в ходе экспедиции |
Начальный уровень: Владеет знаниями о принципах фиксации материала в ходе экспедиции на уровне воспроизведения |
Знает: принципы фиксации материала в ходе экспедиции
Умеет: анализировать использование принципов фиксации материала в ходе экспедиции
Владеет: иллюстрировать принципы фиксации материала в ходе экспедиции
|
Начальный уровень: 10-12 баллов;
|
Базовый уровень: Владеет знаниями о принципах фиксации материала в ходе экспедиции на уровне применения |
Базовый уровень: 13-16 баллов;
|
||
Продвинутый уровень: Владеет знаниями о принципах фиксации материала в ходе экспедиции на уровне синтеза |
Продвинутый уровень: 17-20 баллов. |
||
Тема 21. Этика фольклорной практики |
Начальный уровень: Владеет знаниями об этике фольклорной практике на уровне воспроизведения |
Знает: особенности этики фольклорной практики
Умеет: анализировать особенности этики фольклорной практики
Владеет навыками: иллюстрировать особенности этики фольклорной практики
|
Начальный уровень: 10-12 баллов;
|
Базовый уровень: Владеет знаниями об этике фольклорной практике на уровне анализа |
Базовый уровень: 13-16 баллов;
|
||
Продвинутый уровень: Владеет знаниями об этике фольклорной практике на уровне оценивания |
Продвинутый уровень: 17-20 баллов. |
||
Тема 22. Оформление и хранение фольклорных материалов |
Начальный уровень: Владеет знаниями об оформлении и хранении фольклорных материалов на уровне воспроизведения |
Знает: особенности оформления и хранения фольклорных материалов
Умеет: анализировать особенности оформления и хранения фольклорных материалов
Владеет навыками: иллюстрировать особенности оформления и хранения фольклорных материалов в ходе экспедиции |
Начальный уровень: 10-12 баллов;
|
Базовый уровень: Владеет знаниями об оформлении и хранении фольклорных материалов на уровне применения |
Базовый уровень: 13-16 баллов;
|
||
Продвинутый уровень: Владеет знаниями об оформлении и хранении фольклорных материалов на уровне оценивания |
Продвинутый уровень: 17-20 баллов. |
3. Критерии оценки промежуточной аттестации студентов по дисциплине «Теория и история фольклористики»
Критерии оценки экзамена
|
|
Оценка «отлично»
в рейтинговых баллах: 86-100
|
Студент достиг продвинутого уровня сформированности всех компетенций. Успешно выполнил все практические задания по каждой теме дисциплины в течение семестра, прошел все текущие тестирования с оценкой «отлично». В итоговом тестировании допустил менее 3х ошибок.
|
Оценка «хорошо»
в рейтинговых баллах: 66-85
|
Студент успешно выполнил все практические задания по отдельным темам в течение семестра, прошел большинство текущих тестирований ( не менее 90 %) с оценками «отлично» и «хорошо». В итоговом тестировании допустил менее 5ти ошибок.
|
Оценка «удовлетворительно»
в рейтинговых баллах: 51-65
|
Студент выполнил не все практические задания по темам в течение семестра, прошел более 50 % текущих тестирований с оценками «хорошо» и «удовлетворительно». В итоговом тестировании допустил менее 10ти ошибок.
|
Оценка «неудовлетворительно»
в рейтинговых баллах: менее 50-ти
|
Студент не выполнил большинство практических заданий по темам в течение семестра, прошел менее 50% текущих тестирований с оценками «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». В итоговом тестировании допустил более 10ти ошибок.
|
4. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
4.1. Примерный перечень тем практических занятий
Практическое занятие № 1. Тема «Жанровый состав фольклора. Принципы жанровой классификации произведений музыкального фольклора» |
Практическое занятие № 2. Тема «Школы русской фольклористики конца XIX – нач. XX вв. Мифологическая школа» |
Практическое занятие № 3. Тема «Школа заимствования» |
Практическое занятие № 4. Тема «Школа самозарождения» |
Практическое занятие № 5. Тема «Историческая школа» |
Практическое занятие № 6. Тема «О Этнологическое направление» |
Практическое занятие № 7. Тема «Современные центры фольклора» |
Практическое занятие № 8. Тема «Организация и подготовка фольклорной экспедиции» |
Практическое занятие № 9. Тема «Предметы внимания экспедиции» |
Практическое занятие № 10. Тема «Способы фиксации материала в ходе экспедиции» |
Практическое занятие № 11. Тема «Принципы фиксации фольклорных материалов в ходе экспедиции» |
Практическое занятие № 12. Тема «Этика фольклорной практики» |
Практическое занятие № 13. Тема «Оформление и хранение фольклорных материалов» |
4.2. Перечень обязательных практических заданий
Структурно-типологический анализ одного-двух музыкально-фольклорных произведений по выбору студента.
5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций:
5.1. Оценка работы студентов в рейтинговых баллах
Тип контроля |
Форма контроля |
Максимальное количество баллов |
||||
Модуль 1 |
Модуль 2 |
Модуль 3 |
Модуль 4 |
Ито го |
||
Текущий |
Аттестация в рамках текущего контроля |
0-24 |
0-12 |
0-24 |
0-18 |
0-78 |
Итого |
max 24 |
max 12 |
max 24 |
max 18 |
max 100 |
|
Промежуточный |
Зачет |
|
|
|
|
0-22 |
Порядок формирования рейтинговых баллов
1. Усвоение каждой изучаемой студентом в течение семестра дисциплины максимально оценивается в 100 рейтинговых баллов («100% успеха»).
2. Учебная дисциплина разбита в семестре на 4 модуля – 100 баллов. Сумма баллов за модули складывается из баллов, набранных выполнение практических работ и других видов текущего контроля.
3. Студент, набравший по результатам текущего контроля от 0 до 50 баллов, к экзамену по данной дисциплине не допускается.
4. Студент, набравший по результатам текущего контроля 90–100 баллов, претендует при явке на зачет/экзамен на оценку «отлично».
5. Сумма баллов по итогам текущего контроля (70–89 баллов) служит бонусом при выставлении оценки на зачете/экзамене.
6. Оценка на зачете выставляется ведущим преподавателем (профессором, доцентом) с учетом мнения всех преподавателей, ведущих данную дисциплину в текущем семестре.
7. В случае пропусков занятий по уважительным причинам студент имеет право отработать их путем выполнения индивидуального задания, включающего теоретические вопросы, практические задания, самостоятельные задания по всем пропущенным темам, входящим в дисциплинарный модуль.
8. Неявка студента на текущий контроль в установленный срок без уважительной причины (прогул), пропуск занятий, систематический отказ отвечать на семинарских занятиях, невыполнение задания на практических и проверочных занятиях влияет на сумму баллов текущего контроля и итоговую оценку.
9. Повторная сдача зачетных тем с целью повышения оценки не разрешается.
10. В зачетную книжку и зачетную экзаменационную ведомость выставляется академическая оценка или «зачтено».
5.2. Требования к итоговой (экзаменационной) работе
по дисциплине «Теория и история фольклористики»
(для студентов очной и заочной формы обучения)
Зачет по курсу «Теория и история фольклористики» включает следующие вопросы:
|
Примерные формулировки вопросов к зачету 2 семестра |
|
1. |
Фольклор : история определения термина, признаки |
|
2. |
Фольклористика как наука : определение, связь с другими науками. Два направления этномузыкологии |
|
3. |
Библиографические источники по фольклористике |
|
4. |
Фольклор в системе народной художественной культуры |
|
5. |
Соотношение терминов фольклор и фольклоризм. Основные направления фольклоризма |
|
6. |
Пути развития отечественной музыкальной фольклористики |
|
7. |
Мифологическое направление в изучении фольклорной культуры |
|
8. |
Школа заимствования в изучении устно-поэтического творчества |
|
9. |
Историческая школа и ее глава В. Ф. Миллер |
|
10. |
Школа самозарождения в изучении фольклорной культуры |
|
11. |
Этнологическое направление в изучении фольклорной культуры и его основатель Д. К. Зеленин |
|
12. |
Школа русской фольклористики конца XIX – начала XX веков : основная проблематика |
|
13. |
История собирания русской народной песни до 1917 года. Первый период |
|
14. |
История собирания русской народной песни до 1917 года. Второй период |
|
15. |
История собирания русской народной песни до 1917 года. Третий период |
|
16. |
Собирательская деятельность Е. Э. Линевой и А. М. Листопадова |
|
17. |
Собирание русской народной песни в 20–50 годы |
|
18. |
Современные центры фольклора |
|
19. |
Организация фольклорной экспедиции (цель, задачи, направление обследования) |
|
20. |
Способы и принципы фиксации фольклорных материалов в ходе экспедиции |
|
21. |
Оформление и хранение фольклорных материалов после экспедиции |
|
22. |
Источники по фольклористике |
|
5.3. Требования к выполнению контрольной работы
(для студентов заочной формы обучения)
не предусмотрены
5.4. Примерные темы рефератов по дисциплине
не предусмотрены
5.5. Примерные вопросы к экзамену
(для студентов заочной формы обучения)
не предусмотрены