Цель дисциплины – освоение основных закономерностей развития элементов музыкального языка и осмысление структурных компонентов на примере музыкального материала разных стилей и направлений.

Задачи дисциплины:

- освоение музыкально-теоретического понятийного аппарата;

- формирование навыков анализа на примере произведений разножанровой и разностилевой принадлежности;

- формирование навыков работы с учебной и научной литературой.


Содержание самостоятельной работы

Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной образовательной программы, выполняемую студентом вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться студентом в репетиционных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерных классах, а также в домашних условиях.

Задачи организации самостоятельной работы учащихся:

- повышение мотивации студентов к освоению учебных программ;

- способствование развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся;

- создание условий для формирования способности обучающихся к самообразованию и саморазвитию.

Формы самостоятельной работы:

- изучение специальной литературы (проработка по темам курса, конспектирование);

- изучение музыкальной литературы;

- выполнение практических упражнений, задач

- усвоение специальной терминологии.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Звук. Физические свойства музыкального звука. Явление резонанса.

  2. Музыкальный строй и его эволюция в музыкальной практике от Античности до ХХ века.

  3. Историческое развитие системы нотного письма.

  4. Исторические типы ритмической организации.

  5. Метр. Ритм. Темп

  6. Виды размеров в музыке. Виды и принципы группировки.

  7. Аккордовые структуры. Классификация аккордов.

  8. Система лада. Типология ладов.

  9. Функциональная система мажора и гармонического минора.

  10. Аккорды в ладовой системе.

  11. Гармонический оборот и его типы.

  12. Хроматизм и его виды.

  13. Отклонение как проявление субсистемного хроматизма.

  14. Модуляция (виды и способы модулирования)

  15. Виды мелизмов.

  16. Виды неаккордовых звуков.

Типовые контрольные задания:

С целью осуществления текущего контроля над усвоением знаний, умений и навыков в курсе Теории музыки предусмотрены следующие контрольные формы:

- выполнение заданий на построение различных элементов музыкального языка;

- анализ музыкальных произведений (фрагментарно или целостно);

- терминологический диктант;

- творческие работы (досочинения по заданному началу, эскизные сочинения).