Contacts:
-
Елена Николаевна КоролюкУчитель
1. Общие положения
Программа дисциплины «Физическая культура и спорт» разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по всем направлениям подготовки высшего образования, реализуемым ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры»: 50.03.03 «История искусств», 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность», 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», 07.03.01 «Архитектура», 53.03.04 «Искусство народного пения», 51.03.02 «Народная художественная культура», 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство», 53.03.05 «Дирижирование», 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство», 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады», локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры».
2. Цели освоения дисциплины
Целями дисциплины «Физическая культура и спорт» являются:
- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
- формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
- овладение современными технологиями оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта в специально-прикладных физических упражнениях и базовых видах спорта;
- овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
- освоение системы знаний при занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социального ориентирования;
- приобретение навыков творческого сотрудничества в коллективных занятиях физической культурой и спортом.
Задачи:
Образовательные:
Содействовать гармоничному развитию и выработке умений использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостоять стрессам в процессе освоения раздела «Основы знаний по физической культуре и спорту». Комплексное использование различных факторов физической культуры для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств и основанных на них двигательных способностей наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни.
Оздоровительные:
Содействовать овладению комплексными физическими упражнениями оздоровительной и коррегирующей направленности с учетом индивидуального физического развития, развитию интересов к культуре телосложения и культуре движений. Планирование и регулирование тренировочной нагрузки в зависимости от пола, возраста, уровня подготовленности обучающихся. Обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе занятий и соревнований. Широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Обеспечивать прикладную физическую подготовку к массовым видам деятельности и службе в армии.
Воспитательные:
Систематические занятия физическими упражнениями формируют организованность, настойчивость, способность преодолевать трудности, собственное нежелание или неумение и в конечном итоге воспитывают трудолюбие. Воспитание привычки к организованности в работе и планировании своих возможностей.
3. Место дисциплины «Физическая культура и спорт» в структуре ООП:
Дисциплина «Физическая культура и спорт» входит в состав обязательной части дисциплин (Б1.О.05) согласно учебным планам ООП для всех направлений подготовки.
Физическая культура и спорт формирует у обучающихся набор специальных знаний и компетенций, необходимых для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Физическая культура и спорт являются важнейшим компонентом целостного развития личности и тесно связаны не только с физическим развитием и совершенствованием функциональных систем организма молодого человека, но и с формированием средств физической культуры и спорта жизненно необходимых психических качеств, свойств и черт личности. Все это в целом находит свое отражение в психофизической надежности выпускника, в необходимом уровне и устойчивости его профессиональной работоспособности.
4. Результаты освоения дисциплины. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины «Физическая культура и спорт»:
Изучение дисциплины «Физическая культура и спорт» направлено на формирование следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО:
Универсальные компетенции |
|
Наименование категории компетенций: Самоорганизация и саморазвитие, в том числе и здоровьесбережение |
|
Код и наименование компетенции: УК-7 Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности |
|
Направление подготовки |
Код и наименование индикатора достижения компетенции |
07.03.01 «Архитектура»
|
УК-7.1 знать: - здоровьесберегающие технологии при занятиях физической культурой и спортом; УК-7.2 уметь: - воспроизводить комплексы физических упражнений, необходимые для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; УК-7.3 владеть: - навыками организации здорового образа жизни и поддержания физического тонуса; определение норм физической нагрузки и характера физических упражнений. |
50.03.03 «История искусств»
|
УК-7.1 знать: - значение физической культуры и спорта в формировании общей культуры личности, приобщении к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни, укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек средствами физической культуры в процессе физкультурно-спортивных занятий; - основы физиологии, теории и методики физической культуры и здорового образа жизни; основы физиологии, теории и методики физической культуры и здорового образа жизни; содержание и направленность различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность; УК-7.2 уметь: - учитывать индивидуальные особенности физического, гендерного возрастного и психического развития личности и применять их во время регулярных занятий физическими упражнениями и спортом. УК-7.3 владеть: - комплексом упражнений, направленных на укрепление здоровья, обучение двигательным действиям и развитие физических качеств; - способами определения норм физической нагрузки и направленности физических упражнений и спорта;
|
51.03.03 «Социально-культурная деятельность» 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» |
УК-7.1 знать: - основы и правила здорового образа жизни; - значение физической культуры и спорта в формировании общей культуры личности, приобщении к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни, укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек средствами физической культуры в процессе физкультурно-спортивных занятий. УК-7.2 уметь: - вести здоровый образ жизни, поддерживать уровень физической подготовки; - самостоятельно заниматься физическими упражнениями и в спортивных секциях с общей развивающей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью; - составлять индивидуальные комплексы физических упражнений с различной направленностью; УК-7.3 владеть: - навыками организации здорового образа жизни и спортивных занятий; - способами определения дозировки физической нагрузки и направленности физических упражнений и спорта. |
53.03.04 «Искусство народного пения» 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство» 53.03.05 «Дирижирование» 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады» |
УК-7.1 знать: – методы сохранения и укрепления физического здоровья и уметь использовать их для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; – социально-гуманитарную ценностную роль физической культуры и спорта в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности; – роль физической культуры и принципы здорового образа жизни в развитии человека и его готовности к профессиональной деятельности; – влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек; – способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности; – правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности; УК-7.2 уметь: организовывать режим времени, приводящий к здоровому образу жизни; – использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни; – выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнения атлетической гимнастики; – выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации; – преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения; – выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки; УК-7.3 владеть: –опытом спортивной деятельности, физическим самосовершенствованием и самовоспитанием; – способностью к организации своей жизни в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни; – методикой самостоятельных занятий и самоконтроля за состоянием своего организма; – методикой повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья и подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации; – методикой организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха и при участии в массовых спортивных соревнованиях;
|
51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» 51.03.02 «Народная художественная культура» |
УК-7.1 знать: - основы и правила здорового образа жизни; - значение физической культуры и спорта в формировании общей культуры личности, приобщении к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни, укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек средствами физической культуры в процессе физкультурно-спортивных занятий; УК-7.2 уметь: - вести здоровый образ жизни, поддерживать уровень физической подготовки; - самостоятельно заниматься физическими упражнениями и в спортивных секциях с общей развивающей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью; - составлять индивидуальные комплексы физических упражнений с различной направленностью; УК-7.3 владеть: - навыками организации здорового образа жизни и спортивных занятий; - способами определения дозировки физической нагрузки и направленности физических упражнений и спорта;
|
51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» |
УК-7.1 знать: - значение физической культуры и спорта в формировании общей культуры личности, приобщении к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни, укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек средствами физической культуры в процессе физкультурно-спортивных занятий; УК-7.2 уметь: - учитывать индивидуальные особенности физического, гендерного возрастного и психического развития личности и применять их во время регулярных занятий физическими упражнениями и спортом; УК-7.3 владеть: - комплексом упражнений, направленных на укрепление здоровья, обучение двигательным действиям и развитие физических качеств; - способами определения норм физической нагрузки и направленности физических упражнений и спорта |
|
|
5. Объем, структура и содержание дисциплины «Физическая культура и спорт» для (ОФО), (ЗФО):
5.1 Объем и структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Физическая культура и спорт» для обучающихся на ОФО составляет 72 часа (2 з.ед.), в том числе контактная работа – 72 часа; на ЗФО – 72 часа (2 з.ед.), в том числе контактная работа – 4,25 часа, самостоятельная работа – 64 часа.
№ |
Форма обучения |
Курс |
Семестр |
Всего часов |
Практ. (сем). |
Инд. |
СРС |
Контроль |
1 |
ОФО |
1 |
1 |
72 |
72 |
- |
- |
зачет |
2 |
ЗФО |
1 |
1 |
72 |
4 |
- |
64 |
зачет 0,25 контроль 3,75 |
5.2 Тематический план дисциплины «Физическая культура и спорт» 1 семестр 18 недель (ОФО)
№ п/п |
Раздел дисциплины/темы |
Семестр |
Виды учебной работы (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости, форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
|||||
контактная |
Самостоятельная работа
|
||||||||
Лекции |
Семинар |
Практические занятия |
Индивидуаль-ные занятия |
Промежуточ-ная аттестация
|
|||||
1 |
Раздел (модуль) I Теоретический раздел. Вводный по технике безопасности. |
1 |
|
|
2
|
|
Опрос |
|
Опрос
|
2 |
Раздел (модуль) II Лёгкая атлетика
|
1 |
|
|
17
|
|
|
|
Сдача нормативов
|
3 |
Раздел (модуль) III Гимнастика
|
1 |
|
|
19
|
|
|
|
Сдача нормативов
|
4 |
Раздел (модуль) IV Общая физическая подготовка |
1 |
|
|
17 |
|
|
|
Сдача нормативов
|
5 |
Раздел (модуль) V Спортивные игры
|
1 |
|
|
17
|
|
|
|
Сдача нормативов
|
|
Зачет |
|
|
|
|
|
|
|
По итогам сдачи нормативов
|
|
Итого:
|
|
|
|
72 |
|
|
|
|