Содержание дисциплины «Живопись»

Курс живописи включает практические занятия и лекции по теории живописи.  Лекции по живописи служат теоретической подготовкой к практическим занятиям, способствуют более профессиональному и осмысленному выполнению учебных постановок. 

Основным учебным заданием на первом курсе является изображение головы человека. Преподаватель должен строго относиться к выбору натуры, акцентируя внимание студента на характерных чертах модели. Постановки должны быть жизненными, ясными по цвету и форме. Освещение должно максимально выявлять форму. В результате обучения на первом курсе студент должен приобрести опыт детальной проработки формы головы средствами живописи.

Учебным заданием на втором курсе является изображение полуфигуры человека (торс).  Натура ставится обнаженная и одетая в различных условиях освещения.  Особое внимание должно быть обращено на характеристику и портретность модели, а также на завершенность и детальное выполнение головы и рук в этюде.

Основным учебным заданием на третьем курсе является изображение обнаженной фигуры человека. Постановки должны быть ясными и простыми, где главной задачей является выявление пластики и характера модели. Особое внимание обращается на завершенность выполнения этюда.

Основным заданием четвертого курса является изображение обнаженной фигуры. Все внимание должно быть сосредоточено решение образной характеристики человека, учитывая дальнейшую работу студента. Основным заданием является работа над этюдом к картине.

На пятом курсе в постановках должны быть учтены различные пространственные задачи, сопоставление портретных характеристик и их композиционно-пластическая связь. Работа над групповыми постановками должна готовить студента к решению задач картины.

  

Раздел №

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

Виды деятельности

1-й семестр

1

Натюрморт. Изображение головы человека

Натюрморт. Детальная проработка формы головы средствами живописи

1.1

Натюрморт

Значение теоретического обучения живописи.  Виды и жанры станковой живописи.  История возникновения термина «станковая живопись».

Натюрморт и его характеристика.  Задачи реалистической живописи.                                                                                                                                                                                            

1.2

Голова мужская

Теплые и холодные цвета.  Свойства и качества цвета. Эмоционально - психологическое воздействие живописи на зрителя.

 Информативность и язык цвета.   Кухня художника (палитра и материалы).

1.3

Кратковременный этюд головы

Смешение красок.  Краски искусственного и натурального происхождения. Оптическое смешение. 

Свойства и качества цвета.

1.4

Голова женская

Виды письма.  Прозрачное корпусное письмо.  Лессировка.  Цветоформа мазка.  Применение цветных грунтов в живописи.  

Современная методика техники живописи.

Особенности построения больших пятен.

1.5

Голова

Выбор места.  Методика ведения работы головы.  Контрасты и касания.

1.6

Голова мужская (кратковременный этюд)

Светлота и тон. Колорит.

Творчество А. А. Иванова -  энциклопедия русской школы живописи. 

2-й семестр

II

Поиск синтеза формы и цвета

Техника исполнения поясного портрета. Изображение состояния в реальных условиях освещенности.

2.1

Этюд головы

Этюд головы в ракурсе. Свет и тень в живописи. 

Выявление характера человека.

2.2

Этюд головы с плечевым поясом

Условность цвета. Выразительность и изобразительность.   Взаимосвязь всех цветовых элементов изображения.  Цветовой строй. 

Правдивое изображение состояния реальных условий освещенности.  Воздействие на чувство зрителя, создание настроения, вызывающее соответствующие эстетические переживания.

2.3

Этюд головы

Колорит, три основных свойства.  Созвучие отношений. 

Техника и манера художника.

2.4

Короткий этюд головы

Поиск нового синтеза формы и цвета (клуазонизм).  Замена импрессионистического мазка или неоимпрессионистического оптического смешения (пуантель) новым техническим приемом.  

2.5

Поясной портрет

Художественный процесс творчества.  Цвет как элемент языка картины, органическое соединение общего строя, принцип единства.

Технологичность работы: от мысли до этюда, от этюда до эскиза, от эскиза до законченного станкового произведения.

2.6

Портрет

Техника алла прима - манера письма за один сеанс или один прием. 

Значение работы с натуры ясность цели.  Лепка объемной формы цветом, моделировка пространственных отношений. 

Вещественность предмета.  Выявление закономерностей действительности и способ обобщения.