Contacts:
-
Анна Юрьевна ЛосинскаяУчитель
Программа дисциплины «Народное художественное творчество» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 51.02.02 «Социально-культурная деятельность» (по видам: организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений), утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.10.2014 №1356.
Целью
дисциплины является обучение основам народной художественной культуры в
диалектическом взаимодействии творчества и воспроизводства традиции,
традиционным основам народного творчества, фольклора и народной
празднично-обрядовой культуры, а также организации самодеятельного народного
творчества в современных условиях.
Место дисциплины в структуре образовательной
программы
Дисциплина «Народное художественное творчество» входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального учебного цикла (ОП.01) профессиональной подготовки согласно учебному плану ОПОП (ППССЗ) СПО по специальности 51.02.02 «Социально-культурная деятельность» (по видам: Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений).
Дисциплина изучается на 2 курсе в течение 3
и 4 семестров. Изучению дисциплины «Народное художественное творчество»
предшествует изучение таких дисциплин как «История», «Обществознание (включая
экономику и право)», «Введение в специальность», «Теория и история массовых
праздников», «Основы педагогики и психологии досуга». Параллельно с этой
дисциплиной изучаются «Основы философии», «История», «История отечественной
культуры», «Музыкальное и техническое обеспечение культурно-досуговых программ».
Дисциплина «Народное художественное творчество» в свою очередь составляет основу для изучения таких курсов как «Игровое моделирование», «Технологии анимации и рекреации в социально-культурной деятельности», «Досуговая культура учащейся молодежи в пространстве региона», «Методика работы с творческими коллективами», «Учреждения культуры и искусства региона», «Основы социокультурного проектирования и программирования».
К началу изучения дисциплины «Народное художественное творчество» учащиеся должны владеть знаниями об основных исторических событиях, обусловивших развитие народной культуры, об основах мифологического мышления и мифологических представлений народов мира, об основных универсалиях культуры и ее общественных функциях, о массовых праздниках и их роли в культуре, об основах организации массовых праздничных и театрализованных представлений. Кроме того, учащиеся должны сформировать представления об обучающей и развивающей роли досуговых практик в жизни личности и общества, о формах и методах их организации.
В результате изучения этой дисциплины учащиеся должны овладеть знаниями о формах народного творчества, методах его организации, методах распространения среди разных возрастных групп населения творческих досуговых практик и культуротворческих технологий, с тем, чтобы использовать эти знания в проектировании социокультурной среды региона и внедрении проектов в практическую деятельность региональных учреждений культуры.
Компетенции
обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
В результате освоения дисциплины «Народное художественное творчество» у обучающегося должны быть сформированы следующие компетенции:
· общие:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
· профессиональные:
ПК 1.2. Организовывать культурно-просветительную работу.
ПК 1.3. Обеспечивать дифференцированное культурное обслуживание населения в соответствии с возрастными категориями.
ПК 1.4. Создавать условия для привлечения населения к культурно-досуговой и творческой деятельности.
ПК 2.1. Обеспечивать функционирование коллективов народного художественного творчества, досуговых формирований (объединений).
ПК 2.2. Разрабатывать и реализовать сценарные планы культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений, культурно-досуговых программ.
Требования
к практическому опыту, знаниям и умениям, приобретаемые в результате освоения
дисциплины:
В результате освоения курса учебной дисциплины учащиеся должны знать: основные виды, жанры и формы бытования народного художественного творчества, его национальные особенности; традиционные народные праздники и обряды; формы и методы использования традиционного фольклора в социально-культурной деятельности.
Учащимся необходимо уметь осуществлять руководство досуговым формированием (объединением), творческим коллективом; способствовать организации и функционированию любительских творческих коллективов.
Учащиеся должны иметь практический опыт подготовки и проведения фрагментов традиционного празднично-обрядового мероприятия, концерта, фестиваля народного художественного творчества.
Объем, структура и содержание дисциплины
Общая (максимальная) трудоемкость дисциплины «Народное художественное творчество» составляет 159 часов, из них 108 аудиторных часов (68 в 3 семестре и 40 в 4 семестре) и 51 час самостоятельной работы (30 в 3 семестре и 21 в 4 семестре).
№ |
Форма обучения |
Курс |
Семестр |
Всего часов |
Лекц. |
Практ. (сем). |
Инд. |
СРС |
1. |
ОФО |
2 |
3 |
79 |
68 |
- |
- |
30 |
2. |
ОФО |
2 |
4 |
60 |
40 |
- |
- |
21 |