Contacts:
-
Валерий Викторович АрхиповУчитель
Оглавление:
№ п/п | Разделы программы | № страницы |
1. | Общие сведения
| 3 |
2. | Цель и задачи дисциплины | 3 |
3. | Результаты освоения дисциплины. Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины | 3-4 |
4. | Место дисциплины в структуре образовательной программы
| 4 |
5. | Объем дисциплины
| 4 |
6. | Содержание дисциплины | 4-9 |
7. | Учебно-методическое обеспечение дисциплины | 10-14 |
8. | Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине | 14 |
9. | Материально-техническое обеспечение дисциплины
| 14-15 |
| Приложение: Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
| 16-33 |
1. Общие сведения.
Программа дисциплины «Актёрское мастерство» разработана в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС 3+) специальности 52.05.01 «Актёрское искусство» (уровень специалитета),
Основной образовательной программы высшего образования специальности 52.05.01 «Актёрское искусство» (уровень специалитета),
Положения ТГИК о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования.
При разработке учитывалась ранее действующая рабочая программа, созданная с учётом требований ФГОС 3, рекомендации Министерства образования по содержанию рабочих программ нового стандарта, локальные нормативные акты ТГИК.
2. Цель и задачи дисциплины.
Целью изучения дисциплины «Актёрское мастерство» является формирование высокопрофессионального специалиста (артиста драматического театра и кино) в области игровых (театрального и кинематографического) видов искусства.
Задачи:
- овладение знаниями и навыками актёрского мастерства для профессиональной работы на сцене;
- освоение основных общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и специализированных компетенций;
- получение знаний и практического опыта для работы с драматургическим и литературным материалом при постановке спектаклей, концертных программ;
- овладение различными системами актёрской игры;
- прививание этических норм и правил при работе в ансамбле (театральной труппе).
3. Результаты освоения дисциплины. Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины «Актёрское мастерство» студент должен обладать следующими компетенциями:
ОК-3 - готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;
ОПК-4 - способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, владением навыками самостоятельной работы в сфере художественного творчества;
ОПК-5 –пониманием значимости своей будущей специальности, стремлением к ответственному отношению к своей трудовой деятельности;
ОПК-6 –способностью самостоятельно или в составе группы вести творческий поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового качества;
ПК-1 – готовностью к созданию художественных образов актерскими средствами;
ПК-2 - умением общаться со зрительской аудиторией в условиях сценического представления, концерта, а также исполнять роль перед кино- (теле-) камерой в студии
ПК-3 –готовностью проявлять творческую инициативу во время работы над ролью в спектакле, кино-, телефильме, эстрадном представлении;
ПК-6 –способностью к овладению авторским словом, образной системой драматурга, его содержательной, действенной, стилевой природой;
ПК-12 – умением поддерживать свою внешнюю форму и необходимое для творчества психофизическое состояние;
ПСК-1.1 –готовностью к созданию художественных образов актерскими средствами на основе замысла постановщиков (режиссера, художника, музыкального руководителя, балетмейстера) в драматическом театре, в кино, на телевидении, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению;
ПСК-1.3 -владением теорией и практикой актерского анализа и сценического воплощения произведений художественной литературы - драматургии, прозы, поэзии.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: теоретические основы актёрского мастерства, способы получения новых знаний и умений; место и роль своей специальности в общественной жизни; способы и средства получения нового качества; способы создания художественных образов; способы поддерживать свою внешнюю форму и необходимое для творчества психофизическое состояние; метод актёрского анализа произведения; цели и задачи своего персонажа; способы создания художественных образов актерскими средствами на основе замысла постановщиков (режиссера, художника, музыкального руководителя, балетмейстера) в драматическом театре, в кино, на телевидении, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению.
Уметь: применять способы и приёмы совершенствования своей сценической работы; самостоятельно оценить результаты своей деятельности;поддерживать высокий уровень требовательности к качеству своей профессиональной деятельности; самостоятельно или в составе группы вести творческий поиск; применять способы создания художественных образов; поддерживать свою внешнюю форму и необходимое для творчества психофизическое состояние; применять навыки сценической речи в практической работе; проявлять творческую инициативу во время работы над ролью в спектакле, кино-, телефильме, эстрадном представлении; применять способы создания художественных образов актерскими средствами на основе замысла постановщиков (режиссера, художника, музыкального руководителя, балетмейстера) в драматическом театре, в кино, на телевидении, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению; применять метод актёрского анализа произведения;
Владеть: профессиональными навыками и умениями, способами их совершенствования; навыками самостоятельной работы в сфере художественного творчества; ответственным отношением к исполнению своей профессиональной деятельности; специальными средствами и методами получения нового качества; методами создания художественных образов актерскими средствами; способами поддерживать свою внешнюю форму и необходимое для творчества психофизическое состояние; методом актёрского анализа произведения; авторским словом, образной системой драматурга, его содержательной, действенной, стилевой природой; способностью создавать художественные образы актерскими средствами на основе замысла постановщиков (режиссера, художника, музыкального руководителя, балетмейстера) в драматическом театре, в кино, на телевидении, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению; теорией и практикой актерского анализа и сценического воплощения произведений художественной литературы - драматургии, прозы, поэзии.
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Актёрское мастерство» входит в состав базовой части образовательной программы, согласно учебному плану по направлению подготовки 52.05.01 «Актёрское искусство». Дисциплина «Актёрское мастерство» является главной (основной) дисциплиной ОП, аккумулируя в себе знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в процессе изучения всех прочих дисциплин и практик Программы, а так же личный (жизненный) и профессиональный опыт студентов.
5. Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Актёрское мастерство» составляет 52 зачетных единицы, 1872 часа.
Объем контактной работы студента с преподавателем в рамках дисциплины составляет – 1650 академических часов
(1416 ауд. + 234 контроль).
№ | Форма обучения | Курс | Семестр | Всего часов | Лекц. | Практ. (сем). | Инд. | СРС | Контроль |
1 | ОФО | 1 | 1 | 216 | 54 | 108 | - | 18 | 36 |
2 | ОФО | 1 | 2 | 144 | 18 | 108 | - | 18 | - |
3 | ОФО | 2 | 3 | 306 | 18 | 162 | - | 72 | 54 |
4 | ОФО | 2 | 4 | 234 | 18 | 162 | - | 54 | - |
5 | ОФО | 3 | 5 | 243 | 18 | 162 | - | 18 | 45 |
6 | ОФО | 3 | 6 | 189 | 18 | 162 | - | 9 | - |
7 | ОФО | 4 | 7 | 279 | 18 | 198 | - | 9 | 54 |
8 | ОФО | 4 | 8 | 261 | 16 | 176 | - | 24 | 45 |
6. Содержание дисциплины
6.1 График ведения и распределение часов по темам дисциплины
1 семестр 18 недель
ОФО
Раздел дисциплины, тема | Всего часов | Аудиторные | СРС | Форма отчетности | |||
Лекц. | Практ (сем). | Инд | |||||
Раздел I: Система Станиславского. Работа артиста над собой. 1.1: Введение. |
2 |
2 |
- |
- |
- |
| |
1.2: Мышечная (физическая) свобода и раскрепощённость
| 4 | 1
| 3
| - | - | Просмотр | |
1.3: Воображение и фантазия
| 4 | 1 | 3
| - | - | Просмотр | |
1.4: Сценическое внимание
| 4 | 1 | 3 | - | - | Просмотр | |
1.5: Перемена отношения к месту действия
| 4 | 1 | 3 | - | - | Просмотр | |
1.6: Перемена отношения к предмету | 6 | 1 | 3 | - | 2 | Просмотр этюдов | |
1.7: Сценическая задача
| 4 | 1 | 3 | - | - | Просмотр | |
1.8: Оценка факта. Событие.
| 4 | 1 | 3 | - | - | Просмотр | |
1.9: Физическое самочувствие
| 7 | 1 | 5 | - | 1 | Просмотр этюдов | |
1.10: Память физических действий (ПФД) | 19 | 4 | 12 | - | 3 | Просмотр этюдов | |
1.11: Наблюдения (предметы, явления природы, растения, животные) | 27 | 8 | 16 | - | 3 | Просмотр этюдов | |
1.12: Наблюдения за людьми (возраст, индивидуальность, профессия (род занятий)) | 27 | 8 | 16 | - | 3 | Просмотр этюдов | |
1.13: Перемена отношения к партнёру
| 8 | 2 | 6 | - | - | Просмотр | |
1.14: Этюды на общение в условиях органичного молчания
| 60 | 22 | 32 | - | 6 | Просмотр этюдов | |
Итого: | 216 | 54 | 108 | - | 18 | 36 Экзамен | |
ОФО 2 семестр 18 недель
Раздел дисциплины, тема | Всего часов | Аудиторные | СРС | Форма отчетности | |||
Лекц. | Практ (сем). | Инд | |||||
Раздел I: Система Станиславского. Работа артиста над собой. 1.15: Этюды на общение со словами
|
27 |
2 |
22 |
- |
3 |
Просмотр этюдов | |
1.16: Пародии | 27 | 1 | 23 | - | 3 | Просмотр этюдов | |
1.17: Работа над драматургическими (литературными) отрывками или малыми произведениями. Этюды к образу
|
90 |
15 |
63 |
- |
12 |
Просмотр этюдов | |
Итого: | 144 | 18 | 108 | - | 18 | Зачёт с оценкой | |
ОФО 3 семестр 18 недель
Раздел дисциплины, тема | Всего часов | Аудиторные | СРС | Форма отчетности | |||
Лекц. | Практ (сем). | Инд | |||||
Раздел 2: Система Станиславского. Работа артиста над ролью. 2.1: Работа над образом в спектакле (концертной программе). Актёрский анализ произведения. |
252 |
18 |
162 |
- |
72 |
Проверка выполнения задания | |
Итого: | 306 | 18 | 162 | - | 72 | 54 Экзамен | |
ОФО 4 семестр 18 недель
Раздел дисциплины, тема | Всего часов | Аудиторные | СРС | Форма отчетности | |||
Лекц. | Практ (сем). | Инд | |||||
Раздел 2: Система Станиславского. Работа артиста над ролью. 2.1: Работа над образом в спектакле (концертной программе). Актёрский анализ произведения. |
234 |
18 |
162 |
- |
54 |
Проверка выполнения задания | |
Итого: | 234 | 18 | 162 | - | 54 | Зачёт с оценкой | |
ОФО 5 семестр 18 недель
Раздел дисциплины, тема | Всего часов | Аудиторные | СРС | Форма отчетности | |||
Лекц. | Практ (сем). | Инд | |||||
Раздел 3: Системы актёрской игры в практическом применении. 3.1: Практическое знакомство с системами актёрской игры (Е. Вахтангов, М. Чехов, В. Мейерхольд, Б.Брехт ) в работе над ролью в спектакле (концертной программе). Образ произведения и стиль автора. |
198 |
18 |
162 |
- |
18 |
Проверка выполнения задания | |
Итого: | 243 | 18 | 162 | - | 18 | 45 Экзамен | |
ОФО 6 семестр 18 недель
Раздел дисциплины, тема | Всего часов | Аудиторные | СРС | Форма отчетности | |||
Лекц. | Практ (сем). | Инд | |||||
Раздел 3: Системы актёрской игры в практическом применении. 3.1: Практическое знакомство с системами актёрской игры (Е. Вахтангов, М. Чехов, В. Мейерхольд, Б.Брехт ) в работе над ролью в спектакле (концертной программе). Образ произведения и стиль автора. |
189 |
18 |
162 |
- |
9 |
Проверка выполнения задания | |
Итого: | 189 | 18 | 162 | - | 9 | Зачёт с оценкой | |
ОФО 7 семестр 18 недель
Раздел дисциплины, тема | Всего часов | Аудиторные | СРС | Форма отчетности | |||
Лекц. | Практ (сем). | Инд | |||||
Раздел 4: Работа артиста над психологической и жанровой достоверностью образа. Актёрский ансамбль. 4.1: Создание образа в условиях режиссёрского замысла и актёрского ансамбля. |
225 |
18 |
198 |
- |
9 |
Проверка выполнения задания | |
Итого: | 279 | 18 | 198 | - | 9 | 54 Экзамен | |
ОФО 8 семестр 16 недель
Раздел дисциплины, тема | Всего часов | Аудиторные | СРС | Форма отчетности | |||
Лекц. | Практ (сем). | Инд | |||||
Раздел 4: Работа артиста над психологической и жанровой достоверностью образа. Актёрский ансамбль. 4.1: Создание образа в условиях режиссёрского замысла и актёрского ансамбля. |
216 |
16 |
176 |
- |
24 |
Проверка выполнения задания | |
Итого: | 261 | 16 | 176 | - | 24 | 45 Экзамен | |
6.2 Содержание дисциплины «Актёрское мастерство»:
Раздел I: Система Станиславского. Работа артиста над собой.
1.1: Введение.
Представление об актёрской работе. Ознакомление с понятием «Система Станиславского» и её содержанием. Общие сведения о книге К.С.Станиславского «Работа актёра над собой».
1.2: Мышечная (физическая) свобода и раскрепощённость.
Одной из основных составляющих творческого состояния артиста является раскрепощённость. Раскрепощённость – сочетание внешней (физической) и внутренней (психологической) свободы. Мышечная (физическая) свобода достигается через упражнения (разминочные, тренинги) и способом аутотренинга. Упражнения должны учитывать индивидуальные особенности студентов.
1.3: Воображение и фантазия.
Роль воображения в искусстве – огромна! Воображение является двигателем творческого процесса. Способность к свободному ассоциативному мышлению, умение увлечь своё воображение (воображение можно только увлечь) – всё это важнейшие компоненты актёрской одарённости. Задания этой темы обращены к разным сторонам индивидуальности студента и опираются на его личный опыт. В упражнениях, тренирующих фантазию, важно соединение воображаемого и реального. «Вижу и слышу то, что должен» (не исключая того, что вижу и слышу в реальности). В упражнениях имеет огромное значение логика. Важнейший компонент актёрской техники – вера в предлагаемые обстоятельства – возникает только в случае, когда эти обстоятельства подробно продуманы, разработаны, логически обоснованы, «присвоены» исполнителем. Занятия проходят в форме тренингов и этюдов по теме.
1.4: Сценическое внимание.
Внимание – основа актёрской техники. Умение концентрировать внимание ведёт к мышечной свободе и «сценическому зрению». Произвольное внимание – от субъекта («Я сознательным усилием концентрирую своё внимание на некоем объекте»). Непроизвольное внимание – от объекта («Некий объект притягивает моё внимание»). Три круга внимания. Упражнения по теме. Тренинги.
1.5: Перемена отношения к месту действия.
Театр не существует вне условности. И условность принимается зрителями благодаря актёрской вере. Актёрское отношение к неправде как к правде, к ненастоящему как к настоящему, заставляет зрителей сопереживать актёру. Серьёз и вера роднят игру актёров с игрой детей. «Ты – всегда ты. Только поменяй отношение» Е.Б. Вахтангов. В количестве перемен отношения проявляется мастерство актёра. Любой сценический образ есть сумма отношений к окружающему миру. Упражнения на перемену отношения – это, по сути, этюды наоправдание предлагаемых обстоятельств. В таких этюдах большую роль играет «внутренний монолог».
1.6: Перемена отношения к предмету.
Развитие темы перемены отношения в конкретном направлении развития фантазии в отношении предметов.
1.7: Сценическая задача.
Сценическая задача – двигатель действия. Основные вопросы: Что я делаю? Для чего делаю? Как я делаю? Цель соотносится с актёрскими приспособлениями, со способом её достижения в процессе сценического действия. Упражнения этого раздела помогают студенту практически ощутить подтекст действия (в дальнейшем, слова).
В упражнениях очень важны внутренний монолог и ритм, в котором существует исполнитель.
«Не сыграть возникшую мысль, а по-настоящему подумать» К.С. Станиславский. Построение логической цепочки : задача – сверхзадача - сверхсверхзадача.
1.8: Оценка факта. Событие.
Оценка факта – одно из ключевых слагаемых актёрского мастерства. Спектакль состоит из цепочки совершающихся на сцене происшествий.Оценка – это реакция на сценический факт, внешний раздражитель.
Настоящая оценка факта не должна быть «заготовленной», она должна рождаться непроизвольно, как если бы всё случилось в жизни. Занятия проходят в форме тренингов и этюдов по теме.
Этюд – это воспроизведение жизни в формах самой жизни. Этюд (упражнение)- это малая драматургическая форма, имеющая сюжет, событие и развитие сюжета в результате события.
«Действие – это целенаправленная жизнь в предлагаемых обстоятельствах; позднее – в пьесе, – целенаправленная жизнь в образе» И.И. Соловьёв.
Этюд на оценку факта заключает в себе:
– некое действие, зависящее от предлагаемых обстоятельств и цели,
– факт, мешающий (противостоящий) этому действию,
– момент «стоп!»,
– восприятие факта, ориентация в обстоятельствах,
– новое действие.
Внешнее выражение оценки может быть очень индивидуальным.
Занимаясь оценкой факта, нужно оставаться естественными, правдивыми, в то же время, увлечёнными, смелыми в формах выражения.
«Нужно избежать такой ситуации, когда молодые артисты, боясь лжи, не доходят до правды». Е.Б. Вахтангов.
1.9: Физическое самочувствие.
Выполнение упражнений этого раздела связано с точным знанием предлагаемых обстоятельств. В физическом самочувствии выделяютсячерты общие и индивидуальные. Сферы физического самочувствия: одежда, облик, погода, время суток, возраст, здоровье, комплекция, место действия, «борьба мотивов» поведения, проявления чувств и эмоций. Этюды строятся на основе самочувствия студентов, их опыта, фантазии и наблюдений.
1.10: Память физических действий (ПФД).
Раздел «ПФД» тренирует внимание, чувство правды и веру. Эти упражнения хороши тем, что приучают студента к серьёзному, подробному, кропотливому труду.
Обязательные условия ПФД:
– точное знание расположения предметов,
– размер и вес предметов,
– качество вещества (жёсткое, мягкое, сухое, мокрое, холодное, горячее и т.д.) и качественное ощущение рук,
– общее физическое самочувствие,
– порядок действий,
– соединение ПФД и реальности,
– «иерархия целей» и точность предлагаемых обстоятельств.
Очень оживляют работу озвученные этюды, конечно, если это не вредит сути дела.
1.11: Наблюдения (предметы, явления природы, растения, животные).
Наблюдение – это первый шаг к сценическому образу; для многих мастеров сцены именно с наблюдений за людьми, животными и, даже, за предметами, может начинаться работа над любой ролью.
Основным критерием в оценке работы студентов в этом разделе следует считать наличие «зерна».
«Зерно» – это сконцентрированная суть другого человека (животного, предмета, явления природы и т.д.), присвоенная актёром, ставшая для него на время чем-то собственным, сокровенным.
Существо, показываемого объекта очень видно в глазах исполнителя. Схваченное «зерно» более всего проявляется во взгляде. Работа над этой темой развивает актёрскую фантазию и тренирует способы внешней и внутренней выразительности студентов.
«Фантазии» - наблюдения за предметами, явлениями природы, придуманными объектами, обладающими характеристиками реальных.
1.12: Наблюдения за людьми (возраст, индивидуальность, профессия (род занятий)).
Развитие темы наблюдений, отталкиваясь от особенностей наблюдаемых (придуманных) людей, с привнесением логики персонажей, с точной передачей образа мысли и характера поступков.
1.13: Перемена отношения к партнёру.
«В этюдах на перемену отношения к партнёру, в будущих актёрах воспитывается умение со всей серьёзностью относиться к своему товарищу, как к незнакомцу, брату, сестре, невесте, врагу и т. д. На сцене, отношение к партнёру создаётся силой воображения – сознательно, целенаправленно. Видеть и воспринимать нужно реальных, а не воображаемых партнёров, но относиться к ним следует, как если бы…» Л.М. Шихматов.
В упражнениях на перемену отношения к партнёру возможно использование слова, короткой фразы. Самое важное – найти внутреннюю взаимосвязь между партнёрами, благодаря их вере в предлагаемые обстоятельства. Работа проходит в форме этюдов по теме.
1.14: Этюды на общение в условиях органичного молчания.
Органичное молчание – молчание, определяемое предлагаемыми обстоятельствами. Важное качество этюдов – живое рождение взаимного внимания и взаимодействия при каждом исполнении сценического рисунка, построенного в процессе репетиций. Нужно всегда помнить: нет ничего вреднее, чем вялость и скука.
1.15: Этюды на общение со словами.
Самые простые упражнения со словами (одиночными) могут быть предложены студентам ещё в первом семестре.
Теперь может быть задан короткий диалог, подводящий итог сюжету этюда. В этюдах с импровизированным текстом важно не дать студентам забыть, что словесное действие – только часть действия, направленного на достижение цели. На одном и том же этюде можно отрабатывать подтекст, наблюдая как он меняется, в зависимости от изменения цели.
1.16: Пародии.
«Пародии» - наблюдения за людьми, известными или с ярко выраженной характерностью (профессиональной, личностной). Тема развивает наблюдения за людьми с привнесением умения находить яркую характерность, узнаваемую индивидуальность с долей юмористического (сатирического) взгляда на наблюдаемого человека. Развивает способность к жанровому проявлению.
1.17: Работа над драматургическими (литературными) отрывками или малыми произведениями. Этюды к образу.
В рамках темы проверяются способность студентов к самостоятельной работе, работе в творческой группе и степень освоения базовых знаний раздела. Выбор материала (отрывков, произведений) осуществляется с помощью преподавателя или предлагается самим преподавателем, исходя из его видения целесообразности в освоении темы.
Требования: отсутствие сложных психологических сцен, не соответствующих уровню профессиональной подготовленности студентов, отсутствие приглашённых режиссёров и хореографов, максимально возможное раскрытие собственных способностей и видений студентов. Преподаватель, совместно со студентами, проводит разбор произведения, помогая студентам в определении задач и характерных особенностей персонажей, способа их проявления. Основную работу по визуализации текста, поиска выразительных форм, пластических, хореографических, сценографических и костюмных решений выполняют студенты. Огромное значение играет способность и желание студентов к самостоятельной творческой работе. Работа строится на основании этюдов, предлагаемых студентами в качестве решения сцен произведения, характера и образа персонажей. Преподаватель помогает в отборе наиболее удачных этюдов и переходов между ними, музыкальных тем, пластических и танцевальных композиций.
Показ самостоятельных работ часто помогает рассмотреть скрытый потенциал студентов, личностный взгляд, вкус и приоритеты. Работа проходит при кураторстве, но при отсутствии явной постановочной работы преподавателя.
Примерный репертуар: лингвистические сказки Л.Петрушевской «Пуськи бятые», сказки С.Козлова, сказки А.Пушкина, «Вредные советы» Г.Остера и т.п.
Раздел 2: Система Станиславского. Работа артиста над ролью.
2.1: Работа над образом в спектакле (концертной программе). Актёрский анализ произведения.
В процессе освоения данной темы у студентов формируется представление об этапах профессиональной работы над спектаклем (читка пьесы, застольный период, этюдный период, работа в выгородках, прогоны, монтажные репетиции (звук, свет, видеоэффекты, работа сценографического оформления и прочее), генеральные прогоны, сдача спектакля) и отрабатываются соответствующие профессиональные навыки индивидуальной и коллективной работы. Особое внимание уделяется способности анализировать произведение с целью понимания темы произведения, значения этой темы в контексте общечеловеческих ценностей, основных действенных линий, целей и задач персонажей, жанровых особенностей в поиске выразительных средств. В этот период студент должен научиться отвечать на основные вопросы, адресованные персонажу: «Что я делаю? Зачем (С какой целью)? Как я этого добиваюсь (Каким образом проявляю себя)?». В качестве произведения (рабочего материала) выбирается пьеса (сценарий), позволяющая занять в работе весь курс. Преподавателем стимулируется личная активность каждого студента в анализе произведения, определении образа (проявленных качеств) персонажа, его взаимоотношений с другими персонажами и поиске выразительных форм для передачи характеристик и форм проявления каждого персонажа. В план педагогической работы включаются лекции (беседы, дискуссии) основанные на анализе произведения К.С.Станиславского «Работа актёра над ролью». На данном этапе начинают проявляться знания и навыки, приобретённые в результате освоения дисциплин «Сценическая речь», «Сценическая речь в драматическом театре и кино», «Сценическое движение», «Танец», «Постановка голоса». Уровень освоения данной темы проверяется по итоговому спектаклю (концертной программе), который выносится на показ зрителю в рамках производственной практики.
Примерный репертуар: «Рассказ старой балалайки» Е.Шварца, «Мальчик-с-пальчик и его родители» М.Бартенева, «Конёк-горбунок» П.Ершова и т.п.
Раздел 3: Системы актёрской игры в практическом применении.
3.1: Практическое знакомство с техниками и системами актёрской игры (Е. Вахтангов, М. Чехов, В. Мейерхольд, Б.Брехт) в работе над ролью в спектакле (концертной программе). Образ произведения и стиль автора.
Для работы над данной темой выбирается очередное драматургическое произведение, позволяющее проявить понимание и владение иными системами актёрской игры (помимо Системы Станиславского). В качестве лекционной (дискуссионной) формы общения со студентами, преподаватель даёт представление об общих и отличительных чертах актёрских технологий Е.Вахтангова, М.Чехова, В.Мейерхольда, Б.Брехта и других практиков актёрской игры в сравнении с Системой Станиславского и между собой. Практическая работа основана на использовании вышеупомянутых технологий в работе над драматургическим произведением. При этом учитывается целесообразность использования той или иной технологии, исходя из понимания образа произведения и стилистики автора, представление о которых формируется на основании актёрского анализа и практики этюдной работы. Углубление аналитической работы над произведением, в сочетании с возможностью использования различных техник актёрской игры формирует творческую свободу и обоснованный отбор выразительных средств, исходя из понимания образа и стиля. От педагога, в данный период, особо остро требуется способность не навязывать готовые решения, а предлагать, отбирать и убеждать, с целью формирования у студентов собственной позиции будущего театрального практика. Огромное значение в этот период играет формирование кругозора студентов, основанного на изучении гуманитарных дисциплин и анализе собственного опыта. Готовое произведение выносится на регулярный показ зрителю в рамках производственной практики.
Примерный репертуар: рассказы М.Зощенко, А.Чехова, Н.Тэффи, «Самолёт-беглец» К.Донева, пьесы К.Гоцци, К.Гольдони, Ж.-Б.Мольера, Б.Брехта, Э.Ионеско и т.п.
Раздел 4: Работа артиста над психологической и жанровой достоверностью образа. Актёрский ансамбль.
4.1: Создание образа в условиях режиссёрского замысла и актёрского ансамбля.
Материал (драматургическое или литературное произведение) выбираемый для освоения данной темы должен относится к категории самых сложных произведений мирового репертуара. Он должен дать возможность студентам раскрыть в себе понимание самых тонких психологических проявлений персонажей и способность передать их в сценической работе в связной, логически обоснованной форме. При этом, студент должен ясно представлять, как вписывается эта форма в жанр будущего спектакля. Студент должен рассматривать себя, как составную часть общего актёрского ансамбля и следить, чтобы его работа не нарушала общей гармонии этого ансамбля (по аналогии, как музыкальный инструмент звучит при исполнении произведения в симфоническом оркестре). Это этап формирования законченности профессионального становления артиста, когда исполнитель берёт на себя ответственность не только за свою работу, но и за весь спектакль в целом, понимая, что его роль является важной составляющей частью общего дела. Здесь окончательно закрепляется понимание значимости своей будущей профессии и стимулируется постоянная работа над саморазвитием и самосовершенствованием специалиста (как минимум) и самой личности человека (как максимум). В этот период, работа над спектаклем идёт в практически профессиональной форме, приучая будущего артиста к работе в профессиональном театральном коллективе. Режиссёр-педагог стимулирует самостоятельность студентов при анализе произведения и работе над образом персонажа, беря на себя работу профессионального режиссёра-постановщика, отвечающего за общий замысел, образ и жанр будущего спектакля. Студенты должны подстраивать свои решения и предложения под общий замысел режиссёра. Готовый спектакль выносится на зрителя, в соответствии с учебным планом, в рамках производственной или преддипломной практики.
Примерный репертуар: пьесы У.Шекспира, «Горе от ума» А.Грибоедова, «Маскарад» М.Лермонтова, пьесы Н.Гоголя, А.Островского, М.Метерлинка, А.Чехова, Б.Шоу, М.Горького, М.Булгакова и т.п.
В процессе учебной работы по дисциплине «Актёрское мастерство» накапливается репертуар, который рассматривается в качестве возможных тем для выпускной квалификационной работы. Кроме того, возможно использование работ, которые создавались в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Актёрское мастерство» в рамках внеучебной работы (если таковая велась).
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
7.1 Описание используемых образовательных технологий.
95% интерактивных занятий от объема аудиторных занятий
№ п/п | № семестра | Виды учебной работы | Образовательные технологии |
1 | 2 | 3 | 4 |
| 1-8 | Лекция | Беседа, дискуссия, проблемная лекция, лекция с разбором конкретной ситуации |
| 1-8 | Практическое занятие | ролевая игра, тренинг |
| 1-8 | Репетиция | Совмещает в себе вышеперечисленные формы с упором на самостоятельную работу студентов |
7.2 Задания для СРС по темам, вопросы для самопроверки.
Раздел I: Система Станиславского. Работа артиста над собой.
Практическое задание № 1.
Задание: Используя технологии контроля за состоянием тела и способы расслабления, добиться управляемого состояния тела (напряжён-расслаблен).
Форма отчетности: Проявить приобретённые навыки в тренингах и упражнениях.
Практическое задание № 2.
Задание: Развивать способность видеть воображаемые обстоятельства и реагировать на них как на настоящие.
Форма отчетности: Проявить приобретённые навыки в тренингах и упражнениях.
Практическое задание № 3.
Задание: Тренировать произвольное внимание и отмечать непроизвольное внимание. Отрабатывать способность концентрироваться на заданном круге внимания (три круга внимания).
Форма отчетности: Проявить приобретённые навыки в тренингах и упражнениях.
Практическое задание № 4.
Задание: Тренировать создание воображаемых мест пребывания и способность реагировать на них, как на настоящие.
Форма отчетности: Проявить приобретённые навыки в тренингах и упражнениях.
Практическое задание № 5.
Задание: За счёт воображения создавать изменение отношения к предмету и научиться проявлять это отношение.
Форма отчетности: Создание этюда.
Практическое задание № 6.
Задание: Научится отличать оценку факта и событие.
Форма отчетности: Создание этюда.
Практическое задание № 7.
Задание: Обратить внимание на различия и подробности в проявлении физического самочувствия.
Форма отчетности: Создание этюда.
Практическое задание № 8.
Задание: Научиться контролировать физический контакт и действия с предметами, и поверхностями, реальными и воображаемыми.
Форма отчетности: Создание этюда.
Практическое задание № 9.
Задание: За счёт воображения создавать ощущение себя как наблюдаемого объекта с проявлением чувств, мыслей, желаний и поступков наблюдаемого объекта.
Форма отчетности: Создание этюда.
Практическое задание № 10.
Задание: Определение отличительных, характерных черт наблюдаемого объекта. Работа над способностью передавать в зрелищной форме эти черты.
Форма отчетности: Создание этюда.
Практическое задание № 11.
Задание: Тренировать способность к изменению отношения к партнёру под влиянием предлагаемых обстоятельств («Если бы…»).
Форма отчетности: Создание этюда.
Практическое задание № 12.
Задание: Найти сюжетные ситуации и формы проявления взаимного органичного общения с партнёром без использования слов.
Форма отчетности: Создание этюда.
Практическое задание № 13.
Задание: Найти сюжет для проявления ситуации, когда короткая фраза (диалог) способны передать характер общения партнёров.
Форма отчетности: Создание этюда.
Практическое задание № 14.
Задание: Найти узнаваемые образы, персонажи для передачи в юмористической форме их основных характерных особенностей во внешнем проявлении и внутреннем содержании.
Форма отчетности: Создание этюда.
Практическое задание № 15.
Задание: Создать образы персонажей и формы их проявления, исходя из литературного текста.
Форма отчетности: Создание этюда.
Раздел 2: Система Станиславского. Работа артиста над ролью.
Практическое задание № 16.
Задание: Понимать содержание актёрского анализа произведения, его последовательность.
Форма отчетности: Участие в актёрском анализе произведения.
Практическое задание № 17.
Задание: Понимать задачи персонажа: Что я делаю? Зачем? Как?
Форма отчетности: Создание этюда, отвечающего на поставленные вопросы.
Практическое задание № 18.
Задание: Поиск выразительных форм для передачи характеристики персонажа и его проявлений.
Форма отчетности: Создание этюдов, пластических характеристик, танцевальных форм отражающих особенности персонажа и его взаимоотношения с другими действующими лицами.
Раздел 3: Системы актёрской игры в практическом применении.
Практическое задание № 19.
Задание: Понимать особенности различных систем и техник актёрской игры и знать формы их проявления в практической работе.
Форма отчетности: Создание этюдов, пластических характеристик, танцевальных форм отражающих особенности различных техник и систем актёрской игры.
Практическое задание № 20.
Задание: Анализировать произведение, с целью понимания, какая из техник или систем актёрской игры в большей степени способна передать особенности данного произведения.
Форма отчетности: Создание характеристик своего персонажа с учётом применяемой техники или системы актёрской игры.
Раздел 4: Работа артиста над психологической и жанровой достоверностью образа. Актёрский ансамбль.
Практическое задание № 21.
Задание: Провести актёрский анализ произведения и персонажа.
Форма отчетности: Создание этюдов, зарисовок на основе подробного изучения персонажа, передающих особенности его целей, задач, характеристик и способов проявления персонажа во взаимоотношениях с другими действующими лицами.
Практическое задание № 22.
Задание: Формировать понимание жанровой и стилистической особенности произведения.
Форма отчетности: Отбор выразительных средств в виде этюдов, зарисовок.
Практическое задание № 23.
Задание: Развивать способность быстро реагировать на замечания режиссёра об изменении рисунка роли.
Форма отчетности: Готовность быстро вносить коррективы в рисунок роли, исходя из тренированной актёрской техники.
Практическое задание № 24.
Задание: Развивать способность работать в едином решении, стилистике, жанре со своими партнёрами.
Форма отчетности: Проявление чуткости и внимания к своим партнёрам по сцене в формах проявления персонажа без потери собственных ролевых задач.
7.3 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине.
(В соответствии с «Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» к основным видам фонда оценочных средств (ФОС) в вузе отнесены: курсовые работы, коллоквиумы, контрольные работы, рефераты, тесты, эссе, просмотры, технические зачеты, академические концерты, прогоны и пр.)
Данный раздел выполняется в виде Приложения к рабочей программе по дисциплине «Актёрское мастерство» (смотреть Приложение, стр. 16).
7.4 Список методической литературы
*литература, представленная в фонде научной библиотеки ТГИК
1. Актерский тренинг по системе Станиславского : учебное пособие. – Москва : Полиграфиздат ; Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. – 179 с. – (Золотой фонд актерского мастерства). – 3 экз.
2. Альшиц, Ю. Л. Тренинг forever! / Ю. Л. Альшиц. – Москва : РАТИ-ГИТИС, 2009. – 256 с. : ил. – 20 экз.
3. Барба, Э. Бумажное каноэ : трактат о Театральной Антропологии / Эудженио Барба ; пер. с фр. М. Александровой. – Санкт-Петербург : СПбГАТИ, 2008. – 304 с. – 5 экз.
4. Барба, Э. Словарь театральной антропологии. Тайное искусство исполнителя / Эудженио Барба, Никола Саварезе ; пер. с фр. – Москва : Артист. Режиссер. Театр, 2010. – 320 с. : ил. – 5 экз.
5. Буров, А. Г. Труд актера и педагога : учебное пособие / А. Г. Буров. – Москва : РАТИ-ГИТИС, 2007.– 364 с. – 10
6. Владимиров, С. В. Действие в драме : учебное пособие / С. В. Владимиров ; рец., авт. предисл. Ю. М Барбой. – 2-е изд., доп. – Санкт-Петербург : СПбГАТИ, 2007. – 192 с. – 5 экз.
7. Вокруг актера : сб. статей победителей Пятого Всероссийского конкурса студенческих работ / отв. ред. Г. А. Лапкина, А. А. Чепуров. – Санкт-Петербург : СПбГАТИ : Левша, 2009.– 182 с. – 2 экз.
экз.
8. Гиппиус, С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. – Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 377, [3] с. – (Золотой фонд актерского мастерства). – 2 экз.
9. Жабровец, М. В. Тренинг фантазии и воображения : метод. пособие / М. В. Жабровец ; отв. за вып. О. А. Покотило. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2008. – 24 с. – 20 экз.
10. Захава, Б. Е. Мастерство актера и режиссера : учебник / Б. Е. Захава. – 5-е изд. – Москва : РАТИ-ГИТИС, 2008. – 432 с. : ил. – (Вахтанговская библиотека). – 10 экз.
11. Зверева, Н. А. Создание актерского образа : словарь театральных терминов / Н. А. Зверева, Д. Г. Ливнев. – Москва : РАТИ-ГИТИС, 2008. – 105 с. – («ГИТИС» – студентам. Учебники. Учебные пособия). – 20 экз.
12. Кипнис, М. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга : как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу / М. Кипнис. – Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 317 с. – 1 экз.
13. Кнебель, М. О. Слово в творчестве актера / М. О. Кнебель. – Москва : РАТИ-ГИТИС, 2009. – 160 с. – 3 экз.
14. Мастерство актера в терминах Станиславского : учебное пособие / сост. М. А. Венецианова, Л. Ф. Макарьева. – Москва : АСТ ; Владимир : ВКТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства). – 2 экз.
15. Полищук, В. Актерский тренинг : книга актерского мастерства Всеволод Мейерхольд / В. Полищук. – Москва : АСТ ; Владимир : ВКТ, 2010. – 222 с. – (Золотой фонд актерского мастерства). – 2 экз.
16. Полищук, В. Актерский тренинг Михаила Чехова, сделавший звездами Мерилин Монро, Джека Николсона, Харви Кейтеля, Брэда Питта, Аль Пачино, Роберта де Ниро и еще 165 обладателей премии «Оскар» : учебное пособие / В. Полищук. – Москва : АСТ ; Владимир : ВКТ, 2010. – 248 с. – (Золотой фонд актерского мастерства). – 2 экз.
17. Рождественская, Н. В. Диагностика актерских способностей / Н. В. Рождественская. – Санкт-Петербург : Речь, 2005. – 180, [1] с. – 3 экз.
18. Рождественская, Н. В. «Быть или казаться» : истоки современного театра и психотехника актера : учебное пособие / Н. В. Рождественская. – Санкт-Петербург : СПбГАТИ, 2009. – 96 с. – 10 экз.
19. Станиславский, К. С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский ; О технике актера / М. А. Чехов. – Москва : АРТ, 2008. – 487, [1] с. – 24 экз.
20. Сарабьян, Э. Актерский тренинг по системе Георгия Товстоногова : учебное пособие / Э. Сарабьян. – Москва : АСТ ; Владимир : ВКТ, 2010. – 309, [3] с. – (Золотой фонд актерского мастерства). – 2 экз.
21. Сарабьян, Э. Актерский тренинг по системе Станиславского : интеллект, воображение, эмоции / Э. Сарабьян. – Москва : АСТ ; Владимир : ВКТ, 2011. – 190 с. – (Золотой фонд актерского мастерства). – 1 экз.
22. Сарабьян, Э. Актерский тренинг по системе Станиславского : настрой, состояния, партнер, ситуация / Э. Сарабьян. – Москва : АСТ, 2011. – 190 с. – (Золотой фонд актерского мастерства). – 2 экз.
23. Сарабьян, Э. Актерский тренинг по системе Станиславского : речь, слова, голос, максимальная достоверность и убедительность / Э. Сарабьян. – Москва : АСТ, 2011. – 160 с. – (Золотой фонд актерского мастерства). – 2 экз.
24. Создание актерского образа : хрестоматия / сост Д. Г. Ливнев. – Москва : РАТИ-ГИТИС, 2008. – 156 с. – («ГИТИС» – студентам. Учебники. Учебные пособия). – 13 экз.
25. Соснова, М. Л. Искусство актера : учебное пособие / М. Л. Соснова. – Москва : Академический проект ; Трикста, 2007. – 432 с. – (Gaudeamus). – 12 экз.
26. Станиславский, К. С. Актерский тренинг : учебник актерского мастерства. Работа актера над собой. Работа над собой в творческом процессе перевоплощения / К. С. Станиславский. – Москва : АСТ : АСТ МОСКВА :
27. Станиславский, К. С. Работа актера над собой. Работа в творческом процессе воплощения : дневник ученика / К. С. Станиславский. – Москва : URSS, 2012. – 500 с. – 1 экз.
Полиграфиздат ; Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. – 448 с. – (Золотой фонд актерского мастерства). – 5 экз.
28. Театр. Актер. Режиссер : краткий словарь терминов и понятий / авт.-сост. А. Савина. – Санкт-Петербург ; Москва ; Краснодар : Планета музыки, 2010. – 350 с. – (Мир культуры, истории и философии). – 6 экз.
29. Хукс, Э. Актерский тренинг для всех, кто хочет стать такими, как Брэд Питт и Анджелина Джоли : 150 советов от мастера / Э Хукс. – Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства). – 3 экз.
Доступно в ЭБС «Лань»:
Александрова, М. Е. Актерское мастерство. Первые уроки плюс DVD : учебное пособие / М. Е. Александрова. – Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2014. – 96 с.
Доступно в ЭБС «IPRbooks»:
1. Бартоу, А. Актерское мастерство. Американская школа / А. Бартоу. – Москва : Альпина паблишер, 2013. – 406 с.
2. Долинин, В. Е. Актерская практика : учебное пособие / В. Е. Долинин. – Нижний Новгород, 2014. – 25 с.
3. Мирошниченко, Л. В. Психология актерского искусства. Актерские способности : учебное пособие / Л. В. Мирошниченко. – Кемерово, 2012. – 286 с.
4. Седита, С. Восемь комедийных характеров : руководство для сценаристов и актеров / С. Седита. – Москва : Альпина Паблишер, 2017. – 344 с.
5. Соснова, И. Л. Искусство актера : учебное пособие / И. Л. Соснова. – Москва : Академический проект, 2008. – 432 с.
6. Филонов, В. Ф. Событие как первооснова сценического действия : учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств и театральных уч-щ / В. Ф. Филонов. – Челябинск : ЧГАКИ, 2016. – 132 с.
7. Яркова, Е. Н. Телесная практика в творчестве актера / Е. Н. Яркова. – Омск, 2014. – 72 с.
б) дополнительная литература
I Учебная литература
Бажанова, Р. К. Феномен артистизма и его театральные разновидности / Р. К. Бажанова // Обсерватория культуры. – 2010. – № 4. – С. 42–49.
Барбой, Ю. М. К теории театра / Ю. М. Барбой. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГАТИ, 2009. – 240 с.
Бочкарева, Н. В. От упражнения – к спектаклю: учебное пособие / Н. В. Бочкарева, Е. Р. Генелин. – Санкт-Петербург: Изд-во СПб ГАТИ, 2007.– 85 с.
Венецианова, М. А. Актерский тренинг. Мастерство актера в терминах Станиславского / М. А. Венецианова. – Москва: АСТ, 2010. – 512 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).
Гительман, Л. И. Зарубежное актерское искусство XIX века. Франция, Англия, Италия, США: хрестоматия / Л. И. Гительман. – Санкт-Петербург: СПб ГУЭФ; Вертикаль; Гуманитарный университет профсоюзов, 2002. – 408 с.
Зверева, Н. А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов / Н. А. Зверева, Д. Г. Ливнев. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008. – 105.
Кипнис, М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером / М. Кипнис. – Москва: АСТ, 2010. – 256 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).
Кипнис, М. Актерский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга / М. Кипнис. – Москва: АСТ, 2009. – 288 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).
Кокорин, А. Вам привет от Станиславского: учебное пособие / А. Кокорин. – 2002. – 224 с.
Кутьмин, С. П. Характер и характерность: учебно-методическое пособие / С. П. Кутьмин. – Тюмень: ТГИИК, 2004. – 51 с.
Лоза, О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды / О. Лоза. – Москва: АСТ, 2009. – 192 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).
Немирович-Данченко, В. И. Рождение театра / В. И. Немирович-Данченко. – Москва: АСТ; Зебра Е; ВКТ, 2009. – 672 с. – (Актерская книга).
Новарина, Валер. Жертвующий актер / пер. с фр. Екатерины Дмитриевой // Новое литературное обозрение. – 2005. – № 73. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/no31-pr.html.
Райан, П. Актерский тренинг искусства быть смешным и мастерства импровизации / П. Райан; пер. с англ. – Москва: АСТ, 2010. – 320 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).
Русская театральная школа. – Москва: ПанЪинтер, 2004. – 544 с. – (Русские школы).
Русский театр. 1824–1941. Иллюстрированная хроника российской театральной жизни. – Москва: Интеррос, 2006. – 472 с.
Сорокин, В. Н. Мизансцена – как пластическое выражение сути драматургического материала / В. Н. Сорокин, Л. Я. Сорокина // Искусство и образование. – 2010. – № 1(63). – С. 19–27.
Стреллер, Джорджо. Театр для людей. Мысли, записанные, высказанные и осуществленные / Джорджо Стрелер; пер. с итал. и коммент. С. Бушуевой. – Москва: Радуга, 1984. – 310 с.
Сушков, Б. Театр будущего. (Школа русского демиургического театра. Этика творчества актера/Борис Сушков. – Тула: Гриф и К,2010. – 472 с.
Хмельницкий, Ю. О. Из записок актера таировского театра / Юлий Хмельницкий. – Москва: ГИТИС, 2004. – 212 с: ил.
Чехов, М. А. Тайны актерского мастерства. Путь актера / М. А. Чехов. – Москва: АСТ, 2009. – 560 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).
в) Перечень программного обеспечения и информационных справочных систем:
Лицензионное программное обеспечение: пакет программ Microsoft Office (MS Word, MS Power Point).
Актерское мастерство. – Режим доступа: http://acterprofi.ru.
Античный театр. – Режим доступа: http://anti4teatr.ucoz.ru.
Западноевропейский театр. – Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru
История: Кино. Театр. – Режим доступа: http://kinohistory.com/index.php.
Культура и Образование. Театр и кино // Онлайн Энциклопедия «Кругосвет». – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino.ru
Планета театра: [новости театральной жизни России]. – Режим доступа: http://www.theatreplanet.ru/articles.
Средневековый театр Западной Европы. – Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/Zarybegnui_teatr3.htm
Средневековый театр. – Режим доступа: http://art.1september.ru/index.php?year=2008&num=06
Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru
Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru.
Театральная Энциклопедия. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php
Театры мира. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat.
Театры народов мира. – Режим доступа: http://teatry-narodov-mira.ru/
Хрестоматия актёра. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat.
Энциклопедия: Музыка. Театр. Кино. – Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/What_takoe_teatr.htm
7.5 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины:
Дисциплина «Актёрское мастерство» является не только самоценной, обучая студентов технологии актёрского искусства на основании огромного опыта отечественного и зарубежного театров, теоретиков и практиков театрального искусства, опыта театральных школ, личного опыта и знаний преподавателей дисциплины, но и объединяет в себе, претворяя и используя в практической творческой работе знания и навыки всех дисциплин учебного курса (в первую очередь, специальных).
Курс освоения дисциплины построен по принципу «от малого к большому» и требует освоения каждой темы на уровне знаний и навыков. Временной промежуток, затрачиваемый на освоение темы, зависит от индивидуальных особенностей студентов и задача преподавателя – найти оптимальный режим учебного процесса, совмещающий требования учебного плана, рабочей программы и возможности студентов. В любом случае, задача курса не в «прохожлении» тем, а в доскональном изучении и освоении каждым студентом. Естественно, в этом случае от студента требуется не только одарённость и трудолюбие, но и огромное желание учиться профессии, что влияет на его успешность и успеваемость, т.к. является основным стимулом в преодолении трудностей учебного процесса.
Изучение и освоение актёрского мастерства является наиважнейшей задачей студентов актёрского курса и творческие формы отчётности дают представление о профессиональной состоятельности будущего артиста.
Поэтому крайне важно, в процессе обучения студента, выявить его сильные творческие черты, его индивидуальность, помочь развитию и становлению будущего творческого специалиста, чему способствует индивидуальный подход к каждому студенту. Крайне важным является акцент на умение работать в коллективе, в творческом сотрудничестве с другими артистами и специалистами театра. Необходимо сознавать, что без развития человеческих, личностных качеств, становление творческого специалиста является не полноценным. Нравственная этическая платформа так же необходима будущему артисту, как и профессиональные знания и умения. Только в этом случае, человек имеет моральное право подняться на сцену и занимать внимание зрителей, называя себя артистом.
Рекомендуемые учебно-методические пособия, изданные в ТГИК:
1.Жабровец, М. В. Тренинг фантазии и воображения: метод. пособие / М. В. Жабровец. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008. – 24 с.
2. Жабровец, М. В. Монолог в творчестве актера: учеб.-метод. пособие / М. В. Жабровец, Э. В. Парфенова. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009. – 20 с.
3. Кутьмин, С. П. Характер и характерность: учебно-методическое пособие / С. П. Кутьмин. – Тюмень: ТГИИК, 2004. – 51 с.
8. Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине
При осуществлении образовательного процесса применяются следующие информационные технологии, реализуемые с помощью лицензионного программного обеспечения Microsoft Office (Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point и т.д.) и информационных справочных систем:
– сбор, хранение, систематизация и выдача учебной и научной информации;
– обработка текстовой, графической и эмпирической информации;
– самостоятельный поиск дополнительного учебного и научного материала, с использованием поисковых систем и сайтов сети Интернет, электронных энциклопедий и баз данных;
– использование электронной почты преподавателей и обучающихся для рассылки, переписки и обсуждения возникших учебных проблем.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Процесс обучения дисциплине «Актёрское мастерство» проходит на базе учебной аудитории (групповые, мелкогрупповые и индивидуальные (самостоятельная работа) занятия), гримёрной (групповые, мелкогрупповые и индивидуальные (самостоятельная работа) занятия) и учебной сцены (групповые, мелкогрупповые и индивидуальные (самостоятельная работа) занятия).
а) учебная сцена
-Специальная конструкция по типу «театр-ателье»,
-Одежда сцены (два комплекта + театральная сетка-занавес),
-Световое оборудование (линзовые прожекторы (10 шт.), прожекторы светодиодные (4 шт.), панели светодиодные (2 шт.), прожектор следящего света, прожектор УФС (1 шт.),
световой прибор «калейдоскоп», пульт световой, диммеры),
-Звуковое оборудование (пульт звуковой, акустические системы (2 шт.), проигрыватель DVD, радиомикрофоны (3 шт.), микрофоны шнуровые (3 шт.), усилитель),
-Дыммашина лёгкого дыма,
-Жёсткие сценические конструкции (комплект),
-Стол аппаратный,
-Пианола электрическая,
-Стулья ученические (30 шт),
-Кресла офисные (2 шт.),
-Видеопроектор + навесной экран.
- Ноутбук (для трансляции видео-, аудиофайлов).
б) гримёрная
-Гримировальная зона с зеркалами и подсветкой (на 10 чел.),
-Зоны для переодевания (мужская и женская),
-Мягкий подиум,
-Стол,
-Передвижные вешалки для одежды (4 шт.),
-Стулья – банкетки (14 шт.),
-Шкаф.
в) рабочая аудитория
-Столы офисные (4 шт.),
- Столы учебные (10 шт),
-Шкафы (4 шт.),
-Стулья (20 шт.),
-Кресла офисные (2 шт.),
-Видеопроектор + экран,
-Ноутбук (с подключением к Интернету),
-Музыкальный центр.
Приложение
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тюменский государственный институт культуры
Факультет музыки, театра и хореографии
Кафедра актёрского искусства
УТВЕРЖДАЮ:
Декан факультета
_________________________Дёмина Л.В.
«____» _____________ 2016 г.
Фонд оценочных средств
По дисциплине
Актёрское мастерство
Направление подготовки
52.05.01 «Актёрское искусство»
Профиль подготовки
«Артист драматического театра и кино»
Квалификация (степень) выпускника
Специалист
Форма обучения
очная
Тюмень, 2016
Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине
«Актёрское мастерство»
1. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной «Актёрское мастерство», и этапы формирования компетенций
Код компетенции | Наименование компетенции | Структурные элементы компетенции | Этапы формирования компетенции | Виды занятий для формирова ния компе тенции | Виды оценочных средств для определения сформирован ности компетенции | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОК-3 |
готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала; |
Знать: теоретические основы актёрского мастерства, способы получения новых знаний и умений
Уметь: применять способы и приёмы совершенствования своей сценической работы
Владеть: профессиональными навыками и умениями, способами их совершенствования |
Раздел I. Система Станиславского. Работа артиста над собой. 1,2 семестры (36 недель)
|
Лекции, практические занятия, репетиции. | Просмотры, прогоны, показ творческих программ.
Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел II. Система Станиславского. Работа артиста над ролью. 3,4 семестры (36 недель)
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ)
Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел III. Системы актёрской игры в практическом применении. 5,6 семестры (36 недель)
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ) Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел IV. Работа артиста над психологической и жанровой достоверностью образа. Актёрский ансамбль. 7,8 семестры (34 недели)
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ)
Экзамен, экзамен | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОПК-4 | способность на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, владение навыками самостоятельной работы в сфере художественного творчества | Знать: научные (теоретические) основы профессиональной деятельности Уметь: самостоятельно оценить результаты своей деятельности Владеть: навыками самостоятельной работы в сфере художественного творчества | Раздел I. Система Станиславского. Работа артиста над собой. 1,2 семестры (36 недель)
| Лекции, практические занятия, репетиции, самостоятельная работа. | Просмотры, прогоны, показ творческих программ.
Экзамен, зачёт с оценкой Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ)
Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел II. Система Станиславского. Работа артиста над ролью. 3,4 семестры (36 недель)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Раздел III. Системы актёрской игры в практическом применении. 5,6 семестры (36 недель)
| Лекции, практические занятия, репетиции, самостоятельная работа
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ) Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел IV. Работа артиста над психологической и жанровой достоверностью образа. Актёрский ансамбль. 7,8 семестры (34 недели)
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ)
Экзамен, экзамен | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОПК-5 | понимание значимости своей будущей специальности, стремление к ответственному отношению к своей трудовой деятельности | Знать: место и роль своей специальности в общественной жизни Уметь: поддерживать высокий уровень требовательности к качеству своей профессиональной деятельности Владеть: ответственным отношением к исполнению своей профессиональной деятельности |
Раздел I. Система Станиславского. Работа артиста над собой. 1,2 семестры (36 недель)
| Лекции, практические занятия, репетиции, самостоятельная работа, практики | Просмотры, прогоны, показ творческих программ.
Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел II. Система Станиславского. Работа артиста над ролью. 3,4 семестры (36 недель)
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ)
Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел III. Системы актёрской игры в практическом применении. 5,6 семестры (36 недель)
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ) Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| Раздел IV. Работа артиста над психологической и жанровой достоверностью образа. Актёрский ансамбль. 7,8 семестры (34 недели)
|
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ)
Экзамен, экзамен | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОПК-6 | способность самостоятельно или в составе группы вести творческий поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового качества | Знать: способы и средства получения нового качества Уметь: самостоятельно или в составе группы вести творческий поиск Владеть: специальными средствами и методами получения нового качества |
Раздел I. Система Станиславского. Работа артиста над собой. 1,2 семестры (36 недель)
| Лекции, практические занятия, репетиции, самостоятельная работа, практики | Просмотры, прогоны, показ творческих программ.
Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел II. Система Станиславского. Работа артиста над ролью. 3,4 семестры (36 недель)
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ)
Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел III. Системы актёрской игры в практическом применении. 5,6 семестры (36 недель)
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ) Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел IV. Работа артиста над психологической и жанровой достоверностью образа. Актёрский ансамбль. 7,8 семестры (34 недели)
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ)
Экзамен, экзамен | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПК-1 | готовность к созданию художественных образов актерскими средствами | Знать: способы создания художественных образов Уметь: применять способы создания художественных образов Владеть: методами создания художественных образов актерскими средствами |
Раздел I. Система Станиславского. Работа артиста над собой. 1,2 семестры (36 недель)
| Лекции, практические занятия, репетиции, самостоятельная работа, практики | Просмотры, прогоны, показ творческих программ.
Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел II. Система Станиславского. Работа артиста над ролью. 3,4 семестры (36 недель)
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ)
Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел III. Системы актёрской игры в практическом применении. 5,6 семестры (36 недель)
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ) Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел IV. Работа артиста над психологической и жанровой достоверностью образа. Актёрский ансамбль. 7,8 семестры (34 недели)
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ)
Экзамен, экзамен | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПК-2 | умение общаться со зрительской аудиторией в условиях сценического представления, концерта, а также исполнять роль перед кино- (теле-) камерой в студии | Знать: способы и технику общения со зрительской аудиторией Уметь: общаться со зрительской аудиторией Владеть: умением общаться со зрительской аудиторией в условиях сценического представления, концерта, а также исполнять роль перед кино- (теле-) камерой в студии |
Раздел I. Система Станиславского. Работа артиста над собой. 1,2 семестры (36 недель)
| Лекции, практические занятия, репетиции, самостоятельная работа, практики | Просмотры, прогоны, показ творческих программ.
Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел II. Система Станиславского. Работа артиста над ролью. 3,4 семестры (36 недель)
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ)
Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел III. Системы актёрской игры в практическом применении. 5,6 семестры (36 недель)
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ) Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел IV. Работа артиста над психологической и жанровой достоверностью образа. Актёрский ансамбль. 7,8 семестры (34 недели)
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ)
Экзамен, экзамен | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПК-3 | готовность проявлять творческую инициативу во время работы над ролью в спектакле, кино-, телефильме, эстрадном представлении | Знать: цели и задачи своего персонажа Уметь: проявлять творческую инициативу во время работы над ролью в спектакле, кино-, телефильме, эстрадном представлении Владеть: методом актёрского анализа произведения | Раздел II. Система Станиславского. Работа артиста над ролью. 3,4 семестры (36 недель)
| Лекции, практические занятия, репетиции, самостоятельная работа, практики | Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ)
Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел III. Системы актёрской игры в практическом применении. 5,6 семестры (36 недель)
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ) Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел IV. Работа артиста над психологической и жанровой достоверностью образа. Актёрский ансамбль. 7,8 семестры (34 недели)
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ)
Экзамен, экзамен | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПК-6 | способность к овладению авторским словом, образной системой драматурга, его содержательной, действенной, стилевой природой | Знать: метод актёрского анализа произведения Уметь: применять навыки сценической речи в практической работе Владеть: авторским словом, образной системой драматурга, его содержательной, действенной, стилевой природой | Раздел II. Система Станиславского. Работа артиста над ролью. 3,4 семестры (36 недель)
| Лекции, практические занятия, репетиции, самостоятельная работа, практики | Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ)
Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел III. Системы актёрской игры в практическом применении. 5,6 семестры (36 недель)
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ) Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел IV. Работа артиста над психологической и жанровой достоверностью образа. Актёрский ансамбль. 7,8 семестры (34 недели)
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ)
Экзамен, экзамен | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПК-12 | умение поддерживать свою внешнюю форму и необходимое для творчества психофизическое состояние | Знать: способы поддерживать свою внешнюю форму и необходимое для творчества психофизическое состояние Уметь: поддерживать свою внешнюю форму и необходимое для творчества психофизическое состояние Владеть: способами поддерживать свою внешнюю форму и необходимое для творчества психофизическое состояние
|
Раздел I. Система Станиславского. Работа артиста над собой. 1,2 семестры (36 недель)
| Лекции, практические занятия, репетиции, самостоятельная работа, практики | Просмотры, прогоны, показ творческих программ.
Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел II. Система Станиславского. Работа артиста над ролью. 3,4 семестры (36 недель)
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ)
Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел III. Системы актёрской игры в практическом применении. 5,6 семестры (36 недель)
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ) Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел IV. Работа артиста над психологической и жанровой достоверностью образа. Актёрский ансамбль. 7,8 семестры (34 недели)
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ)
Экзамен, экзамен | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПСК-1.1 | готовность к созданию художественных образов актерскими средствами на основе замысла постановщиков (режиссера, художника, музыкального руководителя, балетмейстера) в драматическом театре, в кино, на телевидении, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению
| Знать: способы создания художественных образов актерскими средствами на основе замысла постановщиков (режиссера, художника, музыкального руководителя, балетмейстера) в драматическом театре, в кино, на телевидении, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению Уметь: применять способы создания художественных образов актерскими средствами на основе замысла постановщиков (режиссера, художника, музыкального руководителя, балетмейстера) в драматическом театре, в кино, на телевидении, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению Владеть: способностью создавать художественные образы актерскими средствами на основе замысла постановщиков (режиссера, художника, музыкального руководителя, балетмейстера) в драматическом театре, в кино, на телевидении, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению
| Раздел II. Система Станиславского. Работа артиста над ролью. 3,4 семестры (36 недель)
| Лекции, практические занятия, репетиции, самостоятельная работа, практики | Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ)
Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел III. Системы актёрской игры в практическом применении. 5,6 семестры (36 недель)
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ) Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел IV. Работа артиста над психологической и жанровой достоверностью образа. Актёрский ансамбль. 7,8 семестры (34 недели)
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ)
Экзамен, экзамен | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПСК – 1.3 | Владение теорией и практикой актерского анализа и сценического воплощения произведений художественной литературы - драматургии, прозы, поэзии.
| Знать: метод актёрского анализа произведения Уметь: применять метод актёрского анализа произведения Владеть: теорией и практикой актерского анализа и сценического воплощения произведений художественной литературы - драматургии, прозы, поэзии.
| Раздел II. Система Станиславского. Работа артиста над ролью. 3,4 семестры (36 недель)
| Лекции, практические занятия, репетиции, самостоятельная работа, практики | Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ)
Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел III. Системы актёрской игры в практическом применении. 5,6 семестры (36 недель)
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ) Экзамен, зачёт с оценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел IV. Работа артиста над психологической и жанровой достоверностью образа. Актёрский ансамбль. 7,8 семестры (34 недели)
| Просмотры, прогоны, показ спектаклей (концертных программ)
Экзамен, экзамен | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Планируемые уровни сформированности компетенций по дисциплине «Актёрское мастерство»
Критерии оценки промежуточной и итоговой аттестации студентов по дисциплине «Актёрское мастерство»
4. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы. 1 семестр Раздел I: Система Станиславского. Работа артиста над собой. 1. Тема: Сценическое внимание. Задания: а) дать определение сценического внимания; б) рассказать о трёх кругах внимания. 2. Тема: Мышечная свобода и раскрепощённость. Задания: а) продемонстрировать способы освобождения мышц; б) способы контроля над свободой мышц; в) взаимозависимость мышечной свободы и раскрепощённости. 3.Тема: Воображение и фантазия. Предлагаемые обстоятельства. Задания: а) объяснить значение фантазии и воображения в актёрской профессии; б) объяснить термин «предлагаемые обстоятельства». 4.Тема: Перемена отношения. Перемена отношения к предмету и месту действия. Задания: а) объяснить понятие «перемена отношения»; б) создать этюд (этюды) по теме. 5. Тема: Физическое самочувствие. Задания: а) объяснить понятие; б) продемонстрировать примеры в форме упражнений. 6. Тема: Память физических действий (ПФД). Задания: а) объяснить понятие; б) продемонстрировать примеры в форме упражнений. 7. Тема: Действие для достижения поставленной цели. Сценическая задача. Сверхзадача. Сверхсверхзадача. Сквозное действие. Задания: а) объяснить термины; б) привести примеры. 8. Тема: Событие. Оценка факта. Задания: а) объяснить термины; б) привести примеры. 9. Тема: Наблюдения. Наблюдения за природой и животным миром. Задания: а) объяснить понятие; б) создать этюд по теме. 10. Тема: Сценическое общение. Задания: а) объяснить понятие; б) рассказать о формах общения. 11. Тема: Общение в условиях органичного молчания. Задания: а) рассказать о значении данной формы общения в становлении актёрской техники; б) создать этюд по теме. 2 семестр 12. Тема: Наблюдения за людьми. Задания: а) объяснить понятия; б) рассказать о значении наблюдений в актёрском искусстве; в) воплощение наблюдений в этюдном методе (рассказать и продемонстрировать). 13. Тема: Перемена отношения к партнёру. Задания: а) объяснить понятия; б) рассказать о формах изменения отношения; в) воплощение наблюдений в этюдном методе . 14. Тема: Рождение слова. Задания: а) объяснить понятие; б) продемонстрировать этюд по теме. 15. Тема: Образ. Персонаж. Характерность. Задание: а) объяснить значение терминов. 16. Тема: Пародия. Задание: а) объяснить понятие; б) продемонстрировать этюд по теме. 17. Тема: Работа над драматургическими (литературными) отрывками или малыми произведениями. Этюды к образу. Задания: а) объяснить понятие; б) продемонстрировать этюд по теме. 3, 4 семестры Раздел 2: Система Станиславского. Работа артиста над ролью. 16. Тема: Разбор литературного (драматургического) произведения. Задания: а) основные вопросы разбора произведения по персонажу; б) привести пример (на основе конкретной работы). 17. Работа над спектаклем. Задания: а) перечислить основные направления в разборе пьесы; б) рассказать об этапах работы над спектаклем; в) рассказать об этапах работы над ролью; г) рассказать о значении партнёрства на сцене; д) этика взаимоотношений в творческой группе в период работы над спектаклем и в процессе проката. е) исполнить роль. 5, 6 семестры Раздел 3: Системы актёрской игры в практическом применении. Задания: а) перечислить основные системы актёрской игры; б) рассказать об их особенностях и общих чертах; в) рассказать о критериях выбора системы, исходя из жанра произведения; г) исполнить роль, в соответствии с выбранной системой. 7, 8 семестры Раздел 4: Работа артиста над психологической и жанровой достоверностью образа. Актёрский ансамбль. Задания: а) рассказать о методе актёрского анализа; б) рассказать о работе над психологической достоверностью образа; в) рассказать об отборе выразительных средств, исходя из жанра произведения; г) рассказать о значении ансамбля на сцене. д) исполнить роль в ансамбле, в соответствии с режиссёрским рисунком.
Итоговая аттестация имеет форму экзамена в конце 8 семестра с выполнением задания в виде исполнения роли (ролей) в дипломном спектакле.
5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|