Содержание дисциплины

«Народные певческие стили и традиции»

 

Тема 1. Западнорусская песенная традиция. Наиболее древняя традиция, раннего формирования. Территория распространения западнорусской традиции: Брянская, Смоленская области, западные районы Калужской, Курской областей, южные районы Псковской, Тверской областей, русские поселения Белоруссии, Украины (Гомельская, Витебская обл.) и Украины.

Стилевой доминантной местной жанровой системы  служит пласт календарно-обрядовых песен, под воздействием  которых формировался музыкальный облик свадебных, приуроченных лирических и хороводных песен.

Показателем древности и архаичности западнорусской традиции является функционирование календаря в качестве «ядра» традиции. Сохранение полного годового корпуса календарных обрядовых песен и выдвигает календарь в число доминанты в системе песенных жанров западнорусской традиции. С обрядовыми напевами календарного цикла сохраняют генетическую связь свадебные обрядовые и ранние лирические песни.

Западнорусский свадебный обряд принадлежит к типу ритуала «свадьба-веселье» (классификация Б. Б. Ефименковой) и называется «веселейкой», где доминирует горизонтальный переход невесты в другую семью и актуализируются в первую очередь мотивы обмена, купли/продажи.

         Специфическое отличие западнорусской свадьбы – каравайный обряд (приготовление свадебного каравая, его украшение, исполнение специальных каравайных песен).

В недрах обрядового фольклора родилась архаичная лирика. Общность лирических и календарных напевов западнорусской традиции заключается в исполнении и тех, и других жанров преимущественно женщинами; исполнение на политекстовые напевы; интонировании напряженным тембром, рассчитанном на звучание на открытом воздухе.

Помимо ранней архаичной лирики встречается поздняя лирическая песня – «песня-романс», родившаяся в рамках городского фольклора и несущая все его атрибуты: тип стихосложения, ритмическую и ладовую организацию. Поздние лирические песни объединены особым складом многоголосной фактуры: функциональным темброво-контрастным двухголосием с верхним солирующим подголоском – подводкой. 

Жанр хороводных песен изначально связан с календарным циклом. В древности они имели магическое значение и магически воздействовали: зимние хороводы – на дом и его обитателей, весенние – на поле, луг, растительность. Впоследствии, магическая функция хороводов утрачена и они стали знаками того или иного сезона, формами молодежного досуга. Современные исследования показали, что на западнорусской территории активно бытуют духовные стихи в форме псальм и сопровождении колесной лиры. Особенности музыкального стиля западнорусских песен.

В западнорусской традиции преобладает женское пение. Мужское ансамблевое пение не встречается, хотя, можно услышать сольное пение мужчин, что не типично для традиции. Артикуляция на западнорусской территории неоднородна.

 

Тема 2. Южнорусская песенная традиция. Территория распространения южнорусской традиции: Белгородская, Курская, Воронежская области, южные районы Калужской и Орловской областей. Формирование южнорусской традиции проходило в результате миграций населения из западно, -среднерусских регионов.

В системе жанров юга России в роли «ядра» выступает группа песен с движением: хороводных, плясовых, плясовых свадебных, плясовых припевок (частушки под пляску). Многие из названных песен содержат «алилёшный» припев, соответствующий слоговой группе стиха  или равный целому стиху (термин А.В. Рудневой). Хороводные делятся на: медленные круговые или фигурные хороводы (карагоды) и быстрые с пляской (танки).

Из обрядовых жанров на юге России более полно представлен свадебный ритуал типа «свадьба-веселье». Календарь в южнорусской традиции представлен не полностью, в основном хороводными песнями, маркирующими весенний сезон.

Специфические особенности приобрела южнорусская лирическая песня. Здесь бытует архаическая женская лирика, связанная по своему происхождению с карагодными песнями (медленными хороводами) и покосными песнями (приурочены по форме, но по содержанию лирические).

Другой яркий пласт лирики – мужская лирическая песня, связанная с историческим развитием региона (появление служивых людей). Исполняется мужскими ансамблями и бытует  в мужской среде.

Юг России отличается богатой инструментальной культурой. Кроме того, на юге России распространены инструментальные ансамбли, часто сопровождающие пляски. Слушание такого инструментального «наивного» ансамбля, сопровождающего пляску,  вызывает смеховой эффект, веселое настроение.

Особенности музыкального стиля южнорусских песен.

 

Тема 3. Северно-русская песенная традиция. Территория распространения севернорусской традиции: бассейны крупнейших северных рек, текущих в бассейн Северноледовитого океана – Пинега, Мизень, Сухана, Кокшеньга, Печора; бассейны северных озёр – Ладожского, Онежского.. 

Особенность традиции Русского Севера состоит в том, что русские, осваивая северную территорию, постоянно контактировали с коренными народами фино-угорской языковой группы (карелы, вепсы, коми, удмурты). Возможно названные контакты и объясняют своеобразие северной культуры, её резкое отличие от западно, и южнорусской культур. Основной вид деятельности населения на Русском Севере – рыбная ловля, промыслы и художественные ремёсла (резьба по дереву, плетение кружев и др.).

Постепенно сформировалась система жанров со своим «ядром» и «перефирией». В прошлом «ядро» севернорусской песенной традиции составляли два слоя, взаимосвязанные между собой, – эпический и причетный. Этому немало способствовал институт профессиональных плакальщиц «вопленниц», «вытниц», а также взаимодействие с высокоразвитой эпической традицией. Причетная культура касается всех сторон песенной системы: свадебного, похоронного, рекрутского обрядов, необрядовых-бытовых плачей, где присутствуют две разновидности причети – сольная и групповая причетная песня (ансамблевая).

Северные плачи отличаются детально разработанной поэтикой, строгой упорядоченностью композиционных принципов. Эпический и причетный комплексы оказали большое влияние на поэтический строй и образную систему текстов  севернорусских лирических песен. Эпические корни лирики подтверждаются  обилием сюжетов исторической тематики, тонической организацией стиха. Лирическая песня на Русском Севере бытует двух видов: ранняя женская лирика, связанная с хороводным жанром, и поздняя  в виде народных романсов, иногда бытующих в городском стиле.

Календарь в севернорусской традиции можно охарактеризовать как фрагментарный и эклектичный по своему стилю.

Из обрядового фольклора на Русском Севере прекрасно сохранился свадебный ритуал. Севернорусскую свадьбу называют “свадьба-похороны” (классификация Б.Б. Ефименковой), где доминирует инициационный переход невесты. Свадебные ритуалы Севера существуют в двух версиях: причетно-песенном и причетном (песни отсутствуют). Целую жанровую систему на Русском Севере, в связи с тем, что многие жанры утрачены,  фокусирует в себе жанр частушки. Она широко проникает в обрядовый фольклор, заполняет праздничные формы музыкального творчества  в севернорусской песенной традиции.

В инструментальной музыке выделяются два специфических инструмента: гусли (связаны с эпическим комплексом) и гудок (связан со скоморошеской культурой). Особенности музыкального стиля севернорусских песен.

 

Тема 4. Среднеуральская песенная традиция. Первоначально среднеуральские земли осваивались коренным населением – предками финно-угорских и тюркских народов. Основной контингент переселенцев составляли севернорусские крестьяне (из Поморья) и посадские люди, позже присоединились выходцы из центральных уездов. После зарождения и активного развития горнозаводской  промышленности миграционный поток на Среднем Урале становится более пестрым. По своей конфессиональной ориентации значительная часть среднеуральского населения принадлежит к числу старообрядцев, не принявших церковной реформы, проведенной  в середине XVIII в. патриархом Никоном.

В качестве базового плана среднеуральской традиции утверждаются закономерности севернорусского и отдельных элементов среднерусского крестьянского песнетворчества, к которым позже присоединятся принципы городской песенности.

В системе региональных песенных культур России среднеуральская  вписывается  в контекст традиций позднего формирования или «вторичной локализации фольклора».

Особенностью музыкального плана календарных обрядов является его фрагментарность, обусловленная поздним формированием среднеуральской традиции, ассимилирующая разнообразные истоки, и охарактеризованная второстепенной ролью земледелия в трудовой деятельности населения. Календарные песни различны по времени возникновения и музыкально-поэтическим закономерностям. Значительную роль в структурировании календарного года играют и необрядовые жанры: сезонно приуроченные весенние и осенне-зимние хороводные песни, лирические проголосные (на Масленицу, исполняемые в среде замужних женщин), частушки (троицко-семицкая неделя, исполняемые молодежью), духовные стихи (посты и дни поминовения усопших – Радуница и Троица).

Роль центрального элемента среднеуральской песенной традиции принадлежит причетно-песенному комплексу традиционной свадьбы. Из неприуроченных песенных жанров одно из центральных мест принадлежит лирическим песням – «проголосным» (по народной терминологии), в основном бытующих сегодня в женской среде.

Особенности музыкального стиля среднеуральской песенной традиции.

Тема 5. Песенный фольклор уральских (яицких) казаков. Формирование  яицкого казачества восходит к первой половине XVI в., когда из центральных районов России и Поволжья на правый берег реки Яик начали заселяться русские выходцы с Дона. Местные песенные жанры, дифференцированные соответственно их жизненному назначению, образуют две группы:

1. Жанры «внешнего быта», связанные с воинской службой казаков: мужские лирические, лиро-эпические, исторические, военно-бытовые, баллады, песни с текстами литературного содержания; в соответствии со структурными признаками жанры разделяются на три музыкально-стилевых слоя: ранний (закономерности традиционной крестьянской песни), поздний (закономерности городской песенности), поздний, связанный с инструментальной музыкой (строевые песни).

2. Жанры «внутреннего быта», отражающие особенности мирной жизни и деятельности казачьей общины: обрядовый фольклор (традиционный календарь, свадебный обряд),

 
Тема 6. Песенная традиция Западно-Сибирского Зауралья. Региональная культура Западно-Сибирского Зауралья сформировалась в результате «вторичной» локализации и взаимной адаптации разнородных элементов коренных народнопесенных систем европейской России. Результаты фольклорно-этнографических исследований на территории Тюменской области выявили сосуществование нескольких народно-песенных традиций, представляющих творчество различных социальных слоев населения, пришедших на эти земли в разное время из различных регионов Европейской части России. Наиболее показательная для данной территории старожильческая культура, сформировавшаяся ранее других традиций преимущественно под влиянием севернорусской и казачьей культур. Именно старожильческая традиция в значительной степени определила облик местного песенного фольклора. С одной стороны, влияя на песнетворчество новопоселенцев (по народной терминологии «россиян» или «рассейских»), с другой стороны, наоборот, воспринимая некоторые его тенденции, старожильческая традиция приобрела значение централизующего стержня в устно-песенном творчестве разных районов края. Старожильческой традиции, несмотря на очень сложную внутреннюю структуру, на разнородные истоки, присуща этнокультурная целостность, характеризуемая единством принципов музыкального творчества.

Обрядовый комплекс представляет собой один из самобытных разделов западносибирской традиции. Современные фольклорно-этнографические записи не полностью отражают состояние местной календарной системы.

Важнейшую сторону западносибирской песенной традиции образуют лирические «проголосные» песни. Основная масса лирических проголосных песен (женских и мужских) бытует сегодня в женской среде, что сказывается на манере артикуляции.  

 

Тема 7. Песенная традиция Семейских-Забайкальских. Семейские – потомки раскольников, образовавших группу русского старожильческого населения Забайкалья. Песенный фольклор семейских разнообразен по своим социально-историческим мотивам, тематике и характеру исполнения. Преимущественно это лирические протяжные, “проголосные” песни о горькой доле крестьян, изгнанных с родных мест, о неволе,  о любви как преобладающий жанр песенного фольклора семейских. Также бытуют свадебные, плясовые, шуточные и игровые песни; солдатские и рекрутские, песни ссылки и каторги.

В исполнительском стиле семейских преобладают мужские традиции семейского распева, поскольку в прошлом существовали профессиональные певческие школы, готовящие мальчиков для клира. Высокое исполнительское мастерство свободного голосоведения доступны лишь высокоталантливым исполнителям, оттачивавшим свое искусство многие годы.