Contacts:
-
Юлия Борисовна РытиковаУчитель
1. Общие сведения
Нормативно-правовая основа
Рабочая программа учебной дисциплины «Сценическая речь» является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с требованиями ФГОС 3+ ВПО по специальности 52.05.01 «Актерское искусство» (Приказ Минобрнауки РФ №1146 от 7.09.2016).
Программа дисциплины «Сценическая речь» разработана в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС 3+) специальности 52.05.01 «Актерское искусство» (уровень специалитета),
Основной образовательной программы высшего образования специальности 52.05.01 «Актерское искусство» (уровень специалитета),
Положения ТГИК о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования.
При разработке учитывалась ранее действующая рабочая программа, созданная с учётом требований ФГОС 3, рекомендации Министерства образования по содержанию рабочих программ нового стандарта, локальные нормативные акты ТГИК.
2. Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины: подготовить студентов к профессиональной деятельности в качестве актера в профессиональных театрах и театральных коллективах; также к работе в кино и на ТВ.
Задачи: развитие и усовершенствование природных речевых и голосовых возможностей будущих актеров; воспитание дикционной, интонационно-мелодической и орфоэпической культуры актера; обучение процессу овладения авторским словом, его содержательной, стилевой природой; разработка звучного, гибкого голоса и умелое владение им; приобретение навыков профессионального дыхания; приобретение безупречной, ненавязчивой дикции; овладение образцовым произношением, согласно современным нормам русского языка; освоение основ словесного действия; приобретение навыков самостоятельной работы с текстом.
3. Результаты освоения дисциплины. Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины «Сценическая речь» у студента должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:
ОПК-6 – способность самостоятельно или в составе группы вести творческий поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового качества.
ПК-5 – владение искусством речи как национальным культурным достоянием;
ПК-7 – умение органично включать все возможности речи, ее дикционной, интонационно-мелодической и орфоэпической культуры, способность вести роль в едином темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанрово-стилистическом ансамбле с другими исполнителями.
ПСК-1.2 – способность профессионально воздействовать словом на партнера в сценическом диалоге, используя разнообразные средства, приемы и приспособления; способность создавать яркую речевую характеристику персонажа; вести роль в едином темпо-ритмическом, интонационно-стилистическом ансамбле с другими исполнителями.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: основные признаки и основные понятия сценической речи (техника – культура речи), нормы литературного языка, основные принципы логики речи; особенности своего голосо-речевого аппарата, все виды речевого тренинга; все типы характерности речи, способы воздействия словом (виды речевого действия), все речевые приемы и приспособления; основные принципы работы по всем разделам дисциплины.
Уметь: производить отбор нужных речевых средств для качественного говорения, отличать устную речь от письменной, делать логический анализ текста; пользоваться своим голосо-речевым аппаратом и органично включать его в работу, существовать в едином темпо-ритмическом рисунке с другими исполнителями; пользоваться всеми типами речевой характерности, всеми видами речевого действия, всеми речевыми приемами и приспособлениями; использовать все виды работы над «сценической речью» в своей индивидуальной работе или в составе группы.
Владеть: первоначальными навыками техники речи, орфоэпического разбора и логического разбора текста; орфоэпической культурой, навыками художественного анализа; всеми полученными навыками по всем разделам дисциплины; методами получения нового качества.