1. Общие сведения

 

Практика является обязательным разделом образовательной программы. Она представляет
собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление,
развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения
определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Преддипломная практика проводится в течение 8 семестра под руководством преподавателей, ведущих дисциплины, выносимые на Государственную итоговую аттестацию.

В преддипломную практику входят практические занятия, обеспечивающим подготовку к экзаменам в рамках  Государственной итоговой аттестации.

 

Нормативно-правовая основа

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Преддипломная практика» является частью программы подготовки специалиста среднего звена, составленной в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство (фортепиано)» (Приказ Минобрнауки России № 1390 от 27.10.2014).

Данная структура программы соответствует требованиям к РПД, указанным в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования".

Рабочая программа по производственной (исполнительской) практике разработана в соответствии:

1.Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования

2.Положением о фонде оценочных средств в ТГИК.

3.Положением о практике обучающихся в ТГИК, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

                                                                      

Цель преддипломной практики:

 

Подготовить высококвалифицированных, социально и профессионально мобильных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, способных к самостоятельной профессиональной деятельности в  образовательных учреждениях.

Конечная цель данного вида практики – полная и  всесторонняя  подготовка выпускника специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство (фортепиано)» к Государственной итоговой аттестации в предлагаемых ФГОС СПО  следующих формах:

1.      Выпускная квалификационная работа - «Исполнение сольной программы»;

2.      Государственный экзамен по междисциплинарному курсу «Ансамблевое исполнительство»;

3.      Государственный экзамен по междисциплинарному курсу «Концертмейстерский класс»;

4.      Государственный экзамен по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность».

 

 

Задачи  преддипломной   практики:

 

Научить студента применять полученные теоретические знания и практические навыки творческой работы в условиях профессиональной деятельности,  соответствующей получаемой квалификации и основным видам деятельности выпускника (исполнительской, преподавательской, культурно-просветительской).

 

2. Указание вида практики, способа и формы ее проведения

 

Преддипломная практика - производственная практика -  вид учебной деятельности, направленный на закрепление и конкретизацию результатов теоретического обучения, формирование компетенций, необходимых для присвоения соответствующей профессиональной квалификации. По способу проведения – стационарная, форма проведения – рассредоточенная.

 

3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

 В результате прохождения педагогической практики студент должен

 

иметь практический опыт:

-        чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм в соответствии с программными требованиями;

-        репетиционно-концертной работы в качестве солиста, в составе ансамбля, оркестра;

-        исполнения партий в различных камерно-инструментальных составах, в оркестре;

-        организации образовательного процесса с учетом базовых основ педагогики;

-        организации обучения игре на инструменте с учетом возраста и уровня подготовки обучающихся;

-        организации индивидуальной художественно-творческой работы с детьми с учетом возрастных и личностных особенностей;

 

уметь:

-        читать с листа и транспонировать музыкальные произведения;

-        использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;

-        психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы;

-        использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;

-        применять теоретически знания в исполнительской практике;

-        пользоваться специальной литературой;

-        слышать все партии в ансамблях различных составов;

-        согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле;

-        использовать практические навыки дирижирования в работе с творческим коллективом;

-        работать в составе народного оркестра;

-        делать педагогический анализ ситуации в исполнительском классе;

-        использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности;

-        пользоваться специальной литературой;

-        делать подбор репертуара с учетом индивидуальных особенностей обучающегося;

 

знать:

-        сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды, инструментальные миниатюры;

-        ансамблевый репертуар для различных составов;

-        оркестровые сложности для данного инструмента;

-        художественно-исполнительские возможности инструмента;

-        основные этапы истории и развития теории исполнительства на данном инструменте;

-        закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента;

-        выразительные и технические возможности родственных инструментов их роли в оркестре;

-        базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений;

-        профессиональную терминологию;

-        особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику репетиционной
работы по группам и общих репетиций

-        основы теории воспитания и образования;

-        психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста;

-        требования к личности педагога;

-        основные исторические этапы развития музыкального образования в России и за рубежом;

-        творческие и педагогические исполнительские школы;

-        современные методики обучения игре на инструменте;

-        педагогический репертуар детских музыкальных школ и детских школ искусств;

-        профессиональную терминологию;

-        порядок ведения учебной документации в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.

 

 

 

 

 Компетенции, формируемые в результате прохождения преддипломной практики

 

В результате освоения дисциплины  «Преддипломная практика» обучающийся должен освоить следующие компетенции:

Общие компетенции:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

Исполнительская деятельность.

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар.

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых коллективах.

ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач.

ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.

ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп.

 

Педагогическая деятельность.

ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.

ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе.

ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ.

ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.

ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

        

4.  Указание места практики в структуре образовательной программы

 

Преддипломная практика представляет собой вид учебной деятельности, непосредственно ориентированной на профессионально-практическую подготовку обучающихся и способствующей комплексному формированию профессиональных компетенций обучающихся.

В соответствии с ФГОС СПО по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство (фортепиано)» Преддипломная практика входит в блок «Производственная практика» и является обязательной, проводится  в 7 и 8 семестре параллельно с учебным процессом. 

Параллельно с прохождением преддипломной практики студент изучает следующие дисциплины: «Специальный инструмент», «Ансамблевое исполнительство», УП. «Концертмейстерская подготовка», «Педагогический анализ музыкальных произведений», «Изучение методической литературы по вопросам педагогики и методики».

Окончание преддипломной практики в итоговом  8  семестре предполагает полную готовность выпускников к осуществлению Государственной итоговой аттестации.

 

5. Объем практики

Общая трудоемкость практики  составляет 36 академических часов (1 неделя).