Contacts:
-
Наталья Владимировна МургинаУчитель
1. Общие сведения
Практика является обязательным разделом образовательной
программы. Она представляет
собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление,
развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения
определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Преддипломная практика проводится в течение 8 семестра под руководством преподавателей, ведущих дисциплины, выносимые на Государственную итоговую аттестацию.
В преддипломную практику входят практические занятия, обеспечивающим подготовку к экзаменам в рамках Государственной итоговой аттестации.
Нормативно-правовая основа
Рабочая программа учебной дисциплины «Преддипломная практика» является частью программы подготовки специалиста среднего звена, составленной в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство (фортепиано)» (Приказ Минобрнауки России № 1390 от 27.10.2014).
Данная структура программы соответствует требованиям к РПД, указанным в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования".
Рабочая программа по производственной (исполнительской) практике разработана в соответствии:
1.Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования
2.Положением о фонде оценочных средств в ТГИК.
3.Положением о практике обучающихся в ТГИК, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
Цель преддипломной практики:
Подготовить высококвалифицированных, социально и профессионально мобильных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, способных к самостоятельной профессиональной деятельности в образовательных учреждениях.
Конечная цель данного вида практики – полная и всесторонняя подготовка выпускника специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство (фортепиано)» к Государственной итоговой аттестации в предлагаемых ФГОС СПО следующих формах:
1. Выпускная квалификационная работа - «Исполнение сольной программы»;
2. Государственный экзамен по междисциплинарному курсу «Ансамблевое исполнительство»;
3. Государственный экзамен по междисциплинарному курсу «Концертмейстерский класс»;
4. Государственный экзамен по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность».
Задачи преддипломной практики:
Научить студента применять полученные теоретические знания и практические навыки творческой работы в условиях профессиональной деятельности, соответствующей получаемой квалификации и основным видам деятельности выпускника (исполнительской, преподавательской, культурно-просветительской).
2. Указание вида практики, способа и формы ее проведения
Преддипломная практика - производственная практика - вид учебной деятельности, направленный на закрепление и конкретизацию результатов теоретического обучения, формирование компетенций, необходимых для присвоения соответствующей профессиональной квалификации. По способу проведения – стационарная, форма проведения – рассредоточенная.
3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате прохождения педагогической практики студент должен
иметь практический опыт:
- чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм в соответствии с программными требованиями;
- репетиционно-концертной работы в качестве солиста, в составе ансамбля, оркестра;
- исполнения партий в различных камерно-инструментальных составах, в оркестре;
- организации образовательного процесса с учетом базовых основ педагогики;
- организации обучения игре на инструменте с учетом возраста и уровня подготовки обучающихся;
- организации индивидуальной художественно-творческой работы с детьми с учетом возрастных и личностных особенностей;
уметь:
- читать с листа и транспонировать музыкальные произведения;
- использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;
- психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы;
- использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;
- применять теоретически знания в исполнительской практике;
- пользоваться специальной литературой;
- слышать все партии в ансамблях различных составов;
- согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле;
- использовать практические навыки дирижирования в работе с творческим коллективом;
- работать в составе народного оркестра;
- делать педагогический анализ ситуации в исполнительском классе;
- использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности;
- пользоваться специальной литературой;
- делать подбор репертуара с учетом индивидуальных особенностей обучающегося;
знать:
- сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды, инструментальные миниатюры;
- ансамблевый репертуар для различных составов;
- оркестровые сложности для данного инструмента;
- художественно-исполнительские возможности инструмента;
- основные этапы истории и развития теории исполнительства на данном инструменте;
- закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента;
- выразительные и технические возможности родственных инструментов их роли в оркестре;
- базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений;
- профессиональную терминологию;
-
особенности работы в
качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику репетиционной
работы по группам и общих репетиций
- основы теории воспитания и образования;
- психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста;
- требования к личности педагога;
- основные исторические этапы развития музыкального образования в России и за рубежом;
- творческие и педагогические исполнительские школы;
- современные методики обучения игре на инструменте;
- педагогический репертуар детских музыкальных школ и детских школ искусств;
- профессиональную терминологию;
- порядок ведения учебной документации в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.
Компетенции, формируемые в результате прохождения преддипломной практики
В результате освоения дисциплины «Преддипломная практика» обучающийся должен освоить следующие компетенции:
Общие компетенции:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Исполнительская деятельность.
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар.
ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых коллективах.
ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар.
ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.
ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.
ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач.
ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.
ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп.
Педагогическая деятельность.
ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.
ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе.
ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ.
ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.
ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
4. Указание места практики в структуре образовательной программы
Преддипломная практика представляет собой вид учебной деятельности, непосредственно ориентированной на профессионально-практическую подготовку обучающихся и способствующей комплексному формированию профессиональных компетенций обучающихся.
В соответствии с ФГОС СПО по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство (фортепиано)» Преддипломная практика входит в блок «Производственная практика» и является обязательной, проводится в 7 и 8 семестре параллельно с учебным процессом.
Параллельно с прохождением преддипломной практики студент изучает следующие дисциплины: «Специальный инструмент», «Ансамблевое исполнительство», УП. «Концертмейстерская подготовка», «Педагогический анализ музыкальных произведений», «Изучение методической литературы по вопросам педагогики и методики».
Окончание преддипломной практики в итоговом 8 семестре предполагает полную готовность выпускников к осуществлению Государственной итоговой аттестации.
5. Объем практики
Общая трудоемкость практики составляет 36 академических часов (1 неделя).