Contacts:
- 
				Евгения Александровна БасоваУчитель
1. Общие положения
Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 54.05.02 «Живопись» (специализация № 1 «Художник-живописец (станковая живопись)»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.01.2017 № 10, локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры».
2. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» является повышение уровня практического владения современным русским языком в разных сферах его функционирования.
3. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в состав обязательной части дисциплин (Б1.О.06) согласно учебному плану ООП по направлению подготовки 07.03.01 «Архитектура» (профиль подготовки «Архитектурное проектирование»). Содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками) осуществляется посредством освоения компетенций:
| Код компетенции 
 | Предшествующие дисциплины | Параллельно осваиваемые дисциплины | Последующие дисциплины | 
| ПК-1 | 
 | 
 | Преддипломная Подготовка к защите и защита ВКР | 
| ПСК-1.6 | 
 | 
 | Экономика Правоведение Патентоведение и авторское право Менеджмент культуры и искусств Подготовка к защите и защита ВКР | 
| ПСК-1.19 | 
 | 
 | Методика преподавания дисциплин изобразительного искусства Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена по педагогике и методике преподавания дисциплин изобразительного искусства | 
4.Результаты освоения дисциплины. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины.
| Наименование категории (группы) компетенций | Код компетен ции | Наименование компетенции | Индикаторы достижения компетенции 
 | 
| 
 | |||
| 
 | ПК-1 | 
 способностью формулировать средствами изобразительного средства, устно или письменно свой творческий замысел, аргументировано изложить идею авторского произведения и процесс его создания 
 | 
 | 
| 
 | ПСК-1.6 | способностью использовать в творческой практике знания основных произведений мировой и отечественной драматургии, истории костюма, мировой культуры и быта, знания особенностей исторического развития стилевых течений (ренессанс, классицизм, барокко, рококо, модерн, готика) в архитектуре и искусстве 
 | 
 | 
| 
 | ПСК-1.19 | способностью владеть в письменной и устной форме методиками формирования художественно-эстетических взглядов общества в области культуры и изобразительного искусства (станковая живопись) 
 | 
 | 
5. Объем, структура и содержание дисциплины «Русский язык и культура речи»
5.1 Объем и структура дисциплины
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 72 ч., 2 з.е, в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 34,25 ч., самостоятельная работа обучающихся 37,75 ч.
| № | Форма обучения | Курс | Семестр | Всего часов | Лекц. | Практ. (сем). | Инд. | СРС | Контроль | 
| 1 | ОФО | 1 | 2 | 72 | 18 | 16 | - | 37,75 | Зачет 0,25 | 
5.2 Тематический план дисциплины «Русский язык и культура речи»
2 семестр
Очная форма обучения
| № п/п | Раздел дисциплины/темы | Семестр | Виды учебной работы (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости, форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||
| контактная | Самостоятельная работа 
 | ||||||||
| Лекции | Семинар | Практические занятия | Индивидуальные занятия | Промежуточная аттестация 
 | |||||
| 1 | Модуль I. История русского языка и понятие литературной нормы | 2 | 6 | 6 | 
 | 
 | 
 | 13 | Практическое задание | 
| 1.1. | История русского языка | 
 | 2 | 
 | 
 | 
 | 
 | 2 | практическое упражнение | 
| 1.2. | Понятие литературной нормы и ее разновидности. | 
 | 4 | 
 | 
 | 
 | 
 | 4 | практическое упражнение | 
| 1.3. | Орфоэпическая норма русского языка | 
 | 
 | 2 | 
 | 
 | 
 | 2 | практическое упражнение | 
| 1.4. | Акцентологическая норма русского языка | 
 | 
 | 2 | 
 | 
 | 
 | 3 | практическое упражнение | 
| 1.5. | Лексическая и фразеологическая нормы русского языка | 
 | 
 | 2 | 
 | 
 | 
 | 2 | практическое упражнение | 
| 2 | Модуль II. Грамматическая и пунктуационная норма русского языка | 2 | 6 | 6 | 
 | 
 | 
 | 12 | Тестирование | 
| 2.1. | Грамматическая и пунктуационная нормы русского языка | 
 | 6 | - | 
 | 
 | 
 | 4 | практическое упражнение | 
| 2.2. | Грамматическая норма русского языка | 
 | - | 4 | 
 | 
 | 
 | 4 | практическое упражнение | 
| 2.3. | Пунктуационная норма русского языка | 
 | 
 | 2 | 
 | 
 | 
 | 4 | практическое упражнение | 
| 3 | Модуль III. Стилистическая норма русского языка | 2 | 6 | 4 | 
 | 
 | 
 | 11 | Практическое задание | 
| 3.1. | Стилистическая норма русского языка и ее особенности | 
 | 6 | 
 | 
 | 
 | 
 | 4 | практическое упражнение | 
| 3.2. | Научный и художественный стиль языка | 
 | 
 | 2 | 
 | 
 | 
 | 3 | практическое упражнение | 
| 3.3. | Официально-деловой и публицистический стиль языка | 
 | 
 | 2 | 
 | 
 | 
 | 2 | практическое упражнение | 
| 3.4. | Разговорный стиль языка | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 3,75 | практическое упражнение | 
| 
 | Зачет | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 0,25 | 
 | Устный ответ на вопросы зачета | 
| 
 | 
 | 
 | 18 | 16 | 
 | 
 | 
 | 37,75 | 
 | 
5.3 Содержание дисциплины «Русский язык и культура речи»:
5.3.1 Содержание лекционных занятий
Модуль I. История русского языка и понятие литератУрной нормы
1.1. История русского языка
Древнерусский язык – с древнейших времен по XIV в. включительно. Праславянский язык как дописьменный период развития всех славянских языков. Три группы славянских языков: восточнославянские, западнославянские и южнославянские языки. Деятельность Кирилла и Мефодия в Византии и Великой Моравии. Кириллица и глаголица. Их судьба.
Старорусский язык – с XV по XVII в. включительно; наряду с ним развиваются уже как особые языки белорусский и украинский. XVIII в. до наших дней. Петровская эпоха. Отсутствие единых языковых норм. Иноязычные заимствования Петровской эпохи.
Формирование морфологической системы русского литературного языка и «Российская грамматика» М.В. Ломоносова. Теория трех стилей М.В. Ломоносова. Языковые особенности высокого, среднего и низкого стилей. Дальнейшая судьба системы трех стилей. Разрушение норм высокого стиля в произведениях Г.Р.Державина, А.Н.Радищева.
Карамзинский период. Вопрос о среднем стиле Изменения в словарном составе русского литературного языка второй половины XVIII в. Роль Н.М. Карамзина в истории русского литературного языка. Полемика защитников старого слога и сторонников нового слога (А.С. Шишков трактат «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка», 11803 г.).
Пушкинский период в ИРЛЯ. Роль И.А. Крылова в истории русского литературного языка. А.С. Грибоедов в истории русского литературного языка. А.С. Пушкин в истории русского литературного языка.
Изменения в русском литературном языке в послепушкинскую пору (40-е гг. XIX-начало XX в.). Продолжение и развитие пушкинских языковых традиций в творчестве М.Ю. Лермонтова. Роль Н.В. Гоголя и писателей натуральной школы в развитии русского литературного языка и языка художественной литературы. Развитие лексико-фразеологического состава русского литературного языка во второй половине XIX-начале XX в. Изменения в грамматическом строе литературного языка послепушкинской поры.
Литературный язык советской эпохи. Изменения в словарном составе русского литературного языка. Изменения в грамматическом строе русского литературного языка. Борьба за чистоту русского литературного языка.
Состояние языка в XXI веке.
1.2. Понятие литературной нормы и ее разновидности. Орфоэпические нормы русского языка
Норма: понятие, признаки и типы (диспозитивные и императивные). Фонетика и орфоэпия. Орфоэпическая норма. Правила произношения гласных звуков в современном русском языке. Произношение гласных звуков в иноязычных словах. Правила произношения согласных звуков. Основная тенденция движения нормы произношения согласных перед Е в заимствованных словах. Произношение орфографического сочетания -чн-. Непроизносимые согласные. Вариативность произносительных норм. Орфоэпические словари.
1.3. Орфоэпическая норма русского языка
Принципы русской орфографии. Фонемный, фонетический и традиционный. Фонемный и морфологический принципы орфографии: сходство и отличие. Морфемная структура слов в русском языке. Словообразующие и формообразующие аффиксы. Реализация фонемного принципа русской орфографии. Правописание гласных, проверяемых ударением в корне, в приставке, в суффиксах. Правописание приставок пре- и при-. Смыслоразличительная роль этих приставок. Гласные Ы и И в начале корня после приставки. Разделительные Ъ и Ь. Употребление Ь. Правописание звонких и глухих согласных. Двойные согласные на стыке приставки и корня. Непроизносимые согласные. Реализация традиционного принципа орфографии. Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением. Чередующие гласные в корне (а/о, е/и, а/им, а/ин). Правописание гласных и, ы, о и е после Ц в корнях, суффиксах и окончаниях. Правописание двойных согласных в корне слова. Употребление прописных букв в собственных именах. Реализация фонетического принципа орфографии. Правописание приставок на З и С. Гласные О и А в приставках.
Принципы выделения частей речи. Семантические, морфологические, синтаксические свойства слов. Правописание суффиксов имен существительных: субъективно-оценочные суффиксы -ик, -ек; -ец, -иц; -ин/к, -ен/к; - ышк, -ушк; суффиксы -чик, -щик. Безударные окончания имен существительных Использование в речи существительных с субъективно-оценочными суффиксами. Правописание прилагательных. Критерии слитного, раздельного написания сложных слов. Имена числительные, их склонение. Правописание местоимений. Местоименные сочетания "не кто иной, как; не что иное, как; никто иной, ничто иное". Правописание глагола.
Понятие "трудностей" русского языка и классификация; трудности усвоения орфографии и пунктуации. Правописание причастий. -Н- и -НН- в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях. Правописание наречий и деепричастий. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий, Ь после шипящих. Разграничение омонимичных форм наречий и существительных с предлогом. Правописание производных предлогов, союзов. Разграничение частиц НЕ и НИ. Правописание НЕ с различными частям речи.
1.4. Акцентологическая норма русского языка
Понятие нормы языка. Виды норм современного русского языка. Акцентологические нормы языка: понятие и характеристика. Понятие «ударение». Особенности его проявления в русском языке. Языковые требования к постановке ударения в русском языке в зависимости от частеречной принадлежности.
1.5. Лексическая и фразеологическая нормы русского языка
Характеристика лексических норм: понятие и виды норм. Лексика общенародная и ограниченная сферой употребления: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы (определения и примеры). Устаревшие слова: историзмы и архаизмы (определение и примеры). Лексические средства выразительности речи: синонимы, антонимы, синекдохи, паронимы, омонимы (омоформы, омофоны и омографы, искусство каламбура). Назвать определение и привести примеры. Характеристика основных тропов: метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, эпитет, сравнение, гипербола (определение и примеры). Понятие «фразеологическая норма».
Модуль II. Грамматическая и ПУНКТУАЦИОННАЯ норма РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1. Грамматическая и пунктуационная нормы русского языка
Понятие «грамматическая норма». Понятие «пунктуационная норма». Морфология и морфологическая норма. Виды морфологических ошибок. Синтаксис и синтаксическая норма. Словарь-справочник Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке». Виды синтаксических ошибок.
2.2. Грамматическая норма русского языка
Понятие «грамматическая норма» и ее виды. Морфологические нормы и их особенности. Примеры грамматических норм русского языка.
2.3. Пунктуационная норма русского языка
Понятие об основных синтаксических единицах. Словосочетание, простое предложение, сложное предложение. Виды синтаксической связи на уровне словосочетания, простого и сложного предложений. Пунктуация в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым; в неполном предложении. Пунктуация в осложненном предложении. Употребление знаков препинания при обособленных определениях, приложениях, обстоятельствах и дополнениях. Однородные члены предложения. Знаки препинания при одиночных и повторяющихся союзах, обобщающих словах. Однородные и неоднородные определения. Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном, сложноподчиненном и сложном бессоюзном предложениях. Типы придаточных предложений. Пунктуация в предложениях с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с союзом "как". Распространение предложений компонентами, не соединенными синтаксической связью с другими словами в предложении. Вводные слова, и словосочетания, вводные предложения, обращения, междометия. Приемы совершенствования орфографических и пунктуационных навыков. Использование морфемного, этимологического анализов в закреплении орфографических навыков студентов. Выявление аналогии единых синтаксических отношений в простом и сложном предложениях как способ совершенствования пунктуационных навыков.
Модуль III. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ НОРМА РУССКОГО ЯЗЫКА
3.1. Стилистическая норма русского языка и ее особенности
Понятие «стилистическая норма». История вопроса. Этапы становления и эволюция. Особенности стилистических норм. Понятие «стиль». Разновидности стилей.
3.2. Научный и художественный стиль языка
Научный стиль: сфера функционирования, основная функция и жанровое разнообразие. Языковые признаки (лексические, морфологические и синтаксические) научного стиля. Графическое оформление научного текста.
3.3. Официально-деловой и публицистический стиль языка
Официально-деловой стиль: сфера функционирования, основная функция и жанровое разнообразие. Языковые признаки (лексические, морфологические и синтаксические) официально-делового стиля. Классификация документов. Правила оформления документов. Унификация и стандартизация языка деловых бумаг. Требования к оформлению реквизитов документов.
Публицистически стиль: сфера функционирования, основная функция и жанровая дифференциация. Языковые признаки (лексические, морфологические и синтаксические) публицистического стиля. Эстетический уровень культуры речи. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.
Художественный стиль: сфера функционирования, основная функция и жанровое разнообразие. Художественный стиль и литературный язык. Языковые признаки художественного стиля.
3.4. Разговорный стиль языка
Разговорно-бытовой стиль: сфера функционирования, основная функция и экстралингвистические признаки. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Общие экстралингвистические признаки стиля. Особенности разговорного стиля: лексические особенности разговорного стиля речи, стилистические особенности разговорного стиля речи, синтаксические особенности разговорного стиля речи, морфологические особенности разговорного стиля речи.
