Общие положения

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (профиль подготовки «Оркестровые духовые и ударные инструменты»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.08.2017 № 730, локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры».

 

2. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» является повышение уровня практического владения современным русским языком в разных сферах его функционирования.

 

3. Место дисциплины в структуре  ООП

Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в состав обязательной части дисциплин (Б1.О.06) согласно учебному плану ООП по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство («Оркестровые духовые и ударные инструменты»).

 

Код компетенции

 

Предшествующие

дисциплины

Параллельно осваиваемые дисциплины

Последующие

дисциплины

УК-4

-

Иностранный язык

Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена. Междисциплинарный экзамен "Педагогика и методика преподавания профессиональных дисциплин"

4.Результаты освоения дисциплины. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины.

Наименование

 категории (группы) компетенций

Код компетен

ции

Наименование

 компетенции

Индикаторы

достижения компетенции

 

Универсальные компетенции

Коммуникация

УК-4

Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

 

Знать:

– о сущности языка как универсальной знаковой системы в контексте выражения мыслей, чувств, волеизъявлений;

– формы речи (устной и письменной);

– особенности основных функциональных стилей; – языковой материал (лексические единицы и грамматические структуры) русского и минимум одного иностранного языка, необходимый и достаточный для общения в различных средах и сферах речевой деятельности;

– морфологические, синтаксические и лексические особенности с учетом функционально-стилевой специфики изучаемого иностранного языка;

Уметь:

– ориентироваться в различных речевых ситуациях;

– адекватно реализовать свои коммуникативные намерения;

– воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных политических, публицистических (медийных) и прагматических текстов на иностранном языке, различных типов речи, выделять в них значимую информацию;

– понимать основное содержание иноязычных научно-популярных и научных текстов, блогов / веб-сайтов; детально понимать иноязычные общественно-политические, публицистические (медийные) тексты, а также письма личного характера;

– выделять значимую информацию из прагматических иноязычных текстов справочноинформационного и рекламного характера;

– делать сообщения и выстраивать монолог на иностранном языке; – заполнять деловые бумаги на иностранном языке;

– вести на иностранном языке запись основных мыслей и фактов (из аудиотекстов и текстов для чтения), запись тезисов устного выступления / письменного доклада по изучаемой проблеме;

 – вести основные типы диалога, соблюдая нормы речевого этикета, используя основные стратегии; – поддерживать контакты по электронной почте; оформлять Curriculum Vitae / Resume и сопроводительное письмо, необходимые при приеме на работу; – выполнять письменные проектные задания (письменное оформление презентаций, информационных буклетов, рекламных листовок, коллажей, постеров и т.д.) с учетом межкультурного речевого этикета; Владеть:

– системой изучаемого иностранного языка как целостной системой, его основными грамматическими категориями;

– системой орфографии и пунктуации; – жанрами устной и письменной речи в разных коммуникативных ситуациях профессионально-делового общения;

– основными способами построения простого, сложного предложений на русском и иностранном языках.

 

5. Объем, структура и содержание дисциплины «Русский язык и культура речи»

5.1 Объем и структура дисциплины

    Общая трудоёмкость дисциплины составляет 72 ч., в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 34,25 ч., самостоятельная работа обучающихся  37,75 ч.

 

Очная форма обучения

Форма обучения

Курс

Семестр

Всего часов

Лекц.

Практ. (сем).

Инд.

СРС

Контроль

1

ОФО

1

2

72

18

16

-

37,75

Зачет 0,25

 

 

5.2 Тематический план дисциплины «Русский язык и культура речи»

2 семестр

Очная форма обучения

№ п/п

Раздел дисциплины/темы

Семестр

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости,

форма промежуточной аттестации (по семестрам)

контактная

Самостоятельная работа

 

Лекции

Семинар

Практические занятия

Индивидуальные занятия

 Промежуточная аттестация

 

1

Модуль I. История русского языка и понятие литературной нормы

2

6

6

 

 

 

13

Практическое задание

1.1.

История русского языка

 

2

 

 

 

 

2

практическое упражнение

1.2.

Понятие литературной нормы и ее разновидности.

 

4

 

 

 

 

4

практическое упражнение

1.3.

Орфоэпическая норма русского языка

 

 

2

 

 

 

2

практическое упражнение

1.4.

Акцентологическая норма русского языка

 

 

2

 

 

 

3

практическое упражнение

1.5.

Лексическая и фразеологическая нормы русского языка

 

 

2

 

 

 

2

практическое упражнение

2

Модуль II. Грамматическая и пунктуационная норма русского языка

2

6

6

 

 

 

12

Тестирование

2.1.

Грамматическая и пунктуационная нормы русского языка

 

6

-

 

 

 

4

практическое упражнение

2.2.

Грамматическая норма русского языка

 

-

4

 

 

 

4

практическое упражнение

2.3.

Пунктуационная норма русского языка

 

 

2

 

 

 

4

практическое упражнение

3

Модуль III. Стилистическая норма русского языка

2

6

4

 

 

 

11

Практическое задание

3.1.

Стилистическая норма русского языка и ее особенности

 

6

 

 

 

 

4

практическое упражнение

3.2.

Научный и художественный стиль языка

 

 

2

 

 

 

3

практическое упражнение

3.3.

Официально-деловой и публицистический стиль языка

 

 

2

 

 

 

2

практическое упражнение

3.4.

Разговорный стиль языка

 

 

 

 

 

 

3,75

практическое упражнение

 

Зачет

 

 

 

 

 

0,25

 

Устный ответ на вопросы зачета

 

 

 

18

16

 

 

 

37,75

 

 

 

5.3 Содержание дисциплины «Русский язык и культура речи»:

2 семестр

5.3.1 Содержание лекционных занятий

 

Модуль I. История русского языка и понятие литератУрной нормы

1.1. История русского языка

Древнерусский язык – с древнейших времен по XIV в. включительно. Праславянский язык как дописьменный период развития всех славянских языков. Три группы славянских языков: восточнославянские, западнославянские и южнославянские языки. Деятельность Кирилла и Мефодия в Византии и Великой Моравии. Кириллица и глаголица. Их судьба.

Старорусский язык – с XV по XVII в. включительно; наряду с ним развиваются уже как особые языки белорусский и украинский. XVIII в. до наших дней. Петровская эпоха. Отсутствие единых языковых норм. Иноязычные заимствования Петровской эпохи.

Формирование морфологической системы русского литературного языка и «Российская грамматика» М.В. Ломоносова. Теория трех стилей М.В. Ломоносова. Языковые особенности высокого, среднего и низкого стилей. Дальнейшая судьба системы трех стилей. Разрушение норм высокого стиля в произведениях Г.Р.Державина, А.Н.Радищева.

Карамзинский период. Вопрос о среднем стиле Изменения в словарном составе русского литературного языка второй половины XVIII в. Роль Н.М. Карамзина в истории русского литературного языка. Полемика защитников старого слога и сторонников нового слога (А.С. Шишков трактат «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка», 11803 г.).

Пушкинский период в ИРЛЯ. Роль И.А. Крылова в истории русского литературного языка. А.С. Грибоедов в истории русского литературного языка. А.С. Пушкин в истории русского литературного языка.

Изменения в русском литературном языке в послепушкинскую пору (40-е гг. XIX-начало XX в.). Продолжение и развитие пушкинских языковых традиций в творчестве М.Ю. Лермонтова. Роль Н.В. Гоголя и писателей натуральной школы в развитии русского литературного языка и языка художественной литературы. Развитие лексико-фразеологического состава русского литературного языка во второй половине XIX-начале XX в. Изменения в грамматическом строе литературного языка послепушкинской поры.

Литературный язык советской эпохи. Изменения в словарном составе русского литературного языка. Изменения в грамматическом строе русского литературного языка. Борьба за чистоту русского литературного языка.

Состояние языка в XXI веке.

1.2. Понятие литературной нормы и ее разновидности. Орфоэпические нормы русского языка

Норма: понятие, признаки и типы (диспозитивные и императивные). Фонетика и орфоэпия. Орфоэпическая норма. Правила произношения гласных звуков в современном русском языке. Произношение гласных звуков в иноязычных словах. Правила произношения согласных звуков. Основная тенденция движения нормы произношения согласных перед Е в заимствованных словах. Произношение орфографического сочетания -чн-. Непроизносимые согласные. Вариативность произносительных норм. Орфоэпические словари.

1.3. Орфоэпическая норма русского языка

Принципы русской орфографии. Фонемный, фонетический и традиционный. Фонемный и морфологический принципы орфографии: сходство и отличие. Морфемная структура слов в русском языке. Словообразующие и формообразующие аффиксы. Реализация фонемного принципа русской орфографии. Правописание гласных, проверяемых  ударением в корне, в приставке, в суффиксах. Правописание приставок пре- и при-. Смыслоразличительная роль этих приставок. Гласные Ы и И в начале корня после приставки. Разделительные Ъ и Ь. Употребление Ь. Правописание звонких и глухих согласных. Двойные согласные на стыке приставки и корня. Непроизносимые согласные. Реализация традиционного принципа орфографии. Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением. Чередующие гласные в корне (а/о, е/и, а/им, а/ин). Правописание гласных  и, ы, о и е после Ц в корнях, суффиксах и окончаниях. Правописание двойных согласных в корне слова. Употребление прописных букв в собственных именах. Реализация фонетического принципа орфографии. Правописание приставок на З и С. Гласные О и А в приставках.

Принципы выделения частей речи. Семантические, морфологические, синтаксические свойства слов. Правописание суффиксов имен существительных: субъективно-оценочные суффиксы -ик, -ек; -ец, -иц; -ин/к, -ен/к;     - ышк, -ушк; суффиксы -чик, -щик. Безударные окончания имен существительных Использование в речи существительных с субъективно-оценочными суффиксами. Правописание прилагательных. Критерии слитного, раздельного написания сложных слов. Имена числительные, их склонение. Правописание местоимений. Местоименные сочетания "не кто иной, как; не что иное, как; никто иной, ничто иное". Правописание глагола.

Понятие "трудностей" русского языка и классификация; трудности усвоения орфографии и пунктуации.  Правописание причастий. -Н- и -НН- в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях. Правописание наречий и деепричастий. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий, Ь после шипящих. Разграничение омонимичных форм наречий и существительных с предлогом. Правописание производных предлогов, союзов. Разграничение частиц НЕ и НИ. Правописание НЕ с различными частям речи.

1.4. Акцентологическая норма русского языка

Понятие нормы языка. Виды норм современного русского языка. Акцентологические нормы языка: понятие и характеристика. Понятие «ударение». Особенности его проявления в русском языке. Языковые требования к постановке ударения в русском языке в зависимости от частеречной принадлежности.

1.5. Лексическая и фразеологическая нормы русского языка

Характеристика лексических норм: понятие и виды норм. Лексика общенародная и ограниченная сферой употребления: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы (определения и примеры). Устаревшие слова: историзмы и архаизмы (определение и примеры). Лексические средства выразительности речи: синонимы, антонимы, синекдохи, паронимы, омонимы (омоформы, омофоны и омографы, искусство каламбура). Назвать определение и привести примеры. Характеристика основных тропов: метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, эпитет, сравнение, гипербола (определение и примеры). Понятие «фразеологическая норма».

Модуль II. Грамматическая и ПУНКТУАЦИОННАЯ норма РУССКОГО ЯЗЫКА

2.1. Грамматическая и пунктуационная нормы русского языка

Понятие «грамматическая норма». Понятие «пунктуационная норма». Морфология и морфологическая норма. Виды морфологических ошибок. Синтаксис и синтаксическая норма. Словарь-справочник Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке». Виды синтаксических ошибок.

2.2. Грамматическая норма русского языка

Понятие «грамматическая норма» и ее виды. Морфологические нормы и их особенности. Примеры грамматических норм русского языка.

2.3. Пунктуационная норма русского языка

Понятие об основных синтаксических единицах. Словосочетание, простое предложение, сложное предложение. Виды синтаксической связи на уровне словосочетания, простого и сложного предложений. Пунктуация в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым;  в неполном предложении. Пунктуация в осложненном предложении. Употребление знаков препинания при обособленных определениях, приложениях, обстоятельствах и дополнениях. Однородные члены предложения. Знаки препинания при одиночных и повторяющихся союзах, обобщающих словах. Однородные и неоднородные определения. Пунктуация в сложном предложении.  Знаки препинания в сложносочиненном, сложноподчиненном и сложном бессоюзном предложениях. Типы придаточных предложений. Пунктуация в предложениях с прямой речью. Знаки препинания  в предложениях с союзом "как". Распространение предложений компонентами,  не соединенными синтаксической связью с другими словами в предложении.  Вводные слова, и словосочетания, вводные предложения, обращения, междометия. Приемы совершенствования орфографических и пунктуационных навыков. Использование морфемного, этимологического анализов в закреплении орфографических навыков студентов. Выявление аналогии единых синтаксических отношений в простом и сложном предложениях как способ совершенствования пунктуационных навыков.

Модуль III. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ НОРМА РУССКОГО ЯЗЫКА

3.1. Стилистическая норма русского языка и ее особенности

Понятие «стилистическая норма». История вопроса. Этапы становления и эволюция. Особенности стилистических норм. Понятие «стиль». Разновидности стилей.

3.2. Научный и художественный стиль языка

Научный стиль: сфера функционирования, основная функция и жанровое разнообразие. Языковые признаки (лексические, морфологические и синтаксические) научного стиля. Графическое оформление научного текста.

3.3. Официально-деловой и публицистический стиль языка

Официально-деловой стиль: сфера функционирования, основная функция и жанровое разнообразие. Языковые признаки (лексические, морфологические и синтаксические) официально-делового стиля. Классификация документов. Правила оформления документов. Унификация и стандартизация языка деловых бумаг. Требования к оформлению реквизитов документов.

Публицистически стиль: сфера функционирования, основная функция и жанровая дифференциация. Языковые признаки (лексические, морфологические и синтаксические) публицистического стиля. Эстетический уровень культуры речи. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

Художественный стиль: сфера функционирования, основная функция и жанровое разнообразие. Художественный стиль и литературный язык. Языковые признаки художественного стиля.

3.4. Разговорный стиль языка

Разговорно-бытовой стиль: сфера функционирования, основная функция и экстралингвистические признаки. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Общие экстралингвистические признаки стиля. Особенности разговорного стиля: лексические особенности разговорного стиля речи, стилистические особенности разговорного стиля речи, синтаксические особенности разговорного стиля речи, морфологические особенности разговорного стиля речи.