Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с требованиями ФГОС 3+ по специальности СПО 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам – организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений).

Цель освоения дисциплины.

Содержание программы учебной дисциплины «Лите­ратура» направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовер­шенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
  •  формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, куль­туры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процес­са;
  • образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способ­ностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса;
  • устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и фор­мы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • формирование общего представления об историко-литературном про­цессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведе­ния как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
  • написания сочинений раз­личных типов;
  • поиска, систематизации и использования необходимой инфор­мации, в том числе в сети Интернет.

 

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литера­тура» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятель­ности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и спо­собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
  • сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятель­ности;
  • эстетическое отношение к миру;
  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач раз­личных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметных:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, фор­мулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анали­зировать, использовать в самостоятельной деятельности;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

  • сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
  • сформированность навыков различных видов анализа литературных произ­ведений;
  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации
  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота­ций, рефератов, сочинений различных жанров;
  • знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художествен­ного произведения;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики;
  • осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального лич­ностного восприятия и интеллектуального понимания;
  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

 

  1. Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины. Результаты освоения дисциплины

 

В результате освоения дисциплины «Русский язык и литература. Литература» обучающиеся указанных специальностей  должны:

Знать: соотношение произведения с литературным направлением эпохи; критические оценки эстетической значимости произведения; образную природу словесного творчества; средства художественной выразительности (метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, гипербола); взаимодействие  языка, культуры, литературы; тематическое поле изучаемого художественного произведения; национальное и общечеловеческое в творчестве поэта или писателя; нравственные понятия в их исторической изменчивости, их соотнесение с идеалом автора.

  Уметь: воспроизводить содержание художественного произведения; определять род и жанр произведения;  пересказывать фабулу и сюжет с  сопутствующими пересказу комментариями; интерпретировать основные положения текста; комментировать литературно – критические статьи и сопоставлять разные точки зрения на текст; использовать клише и собственные приёмы моделирования сочинений; работать с электронными библиотечными каталогами.