1. Общие сведения

Программа дисциплины «Концертмейстерский класс» разработана в соответствии с требованиями: Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС 3+) специальности 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство» (уровень бакалавриата), 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство» (уровень бакалавриата), Положения ТГИК о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования.

При разработке учитывалась ранее действующая рабочая программа, созданная с учётом требований ФГОС 3, рекомендации Министерства образования по содержанию рабочих программ нового стандарта, локальные нормативные акты ТГИК.

 

2. Цель и задачи дисциплины

Подготовка будущего профессионального музыканта в концертмейстерском классе является одним из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса. Здесь молодой музыкант не только осваивает стилевое пространство музыкальной культуры, но и обретает мотивацию к осуществлению музыкально-исполнительской и музыкально-педагогической деятельности, обретает собственный личностно-ценностный взгляд на постигаемую музыку, учится сотворчески преобразовывать музыкальный текст, создавать осмысленные через знание-переживание исполнительские и педагогические интерпретации музыкального произведения, осознает роль музыкально-просветительской деятельности  современном пространстве культуры.

Цель освоения дисциплины: развитие профессиональных навыков, необходимых для игры в ансамбле с вокалистами и инструменталистами, изучение репертуара разных жанров, стилей, расширение музыкантского кругозора, развитие художественного вкуса, закрепление знаний и умений смежных дисциплин профессионального цикла, приобретение навыков беглого чтения с листа и транспонирования.

 Задачи дисциплины:

·                 развитие профессиональных навыков, необходимых для игры в ансамбле с вокалистами и инструменталистами;

·                 изучение репертуара различных жанров, стилей;

·                 расширение музыкантского кругозора;

·                 развитие художественного вкуса;

·                 закрепление знаний и умений смежных дисциплин профессионального цикла;

·                 приобретение навыков беглого чтения с листа и транспонирования.

Рабочая программа дисциплины «Концертмейстерский класс» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО (утвержденного приказом Минобрнауки №1010 от 11 августа 2016 года).

 

3.Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины.

Результаты освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины «Концертмейстерский класс» обучающийся должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями: ОПК-1; ПК-1; ПК-2; ПК-6; ПК-9; ПК-13; ПК-17; ПК-31

-способностью осознавать специфику музыкального исполнительства как вида творческой деятельности (ОПК-1);

- способностью демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания (ПК-1);

- способностью создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения (ПК-2);

-  способностью совершенствовать культуру исполнительского интонирования, мастерство в использовании комплекса художественных средств исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения (ПК-6);

- способностью организовывать свою практическую деятельность: интенсивно вести репетиционную (ансамблевую, концертмейстерскую, сольную) и концертную работу (ПК-9);

- способностью осуществлять исполнительскую деятельность и планировать свою индивидуальную деятельность в учреждениях культуры (ПК-13);

- способностью исполнять партию своего инструмента в различных видах ансамбля (ПК-17);

- готовностью к показу своей исполнительской работы (соло, в ансамбле, с оркестром, с хором, в лекциях-концертах) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, клубах, дворцах и домах культуры, на различных сценических площадках, к организации и подготовке творческих проектов в области музыкального искусства, к осуществлению связей со средствами массовой информации, образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры (ПК-31);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

·         специфику исполнения в ансамбле с вокалистами и другими инструментами

·         обширный вокальный и инструментальный репертуар, включающий произведения разных эпох, национальных школ, жанров и стилей;

·         основы фортепианной техники;

·         музыкальную терминологию

уметь

·         аккомпанировать вокалистам, исполнителям на других инструментах;

·         свободно читать текст с листа и транспонировать его;

·         осуществлять репетиционную работу в качестве концертмейстера;

·         быстро адаптироваться при музицировании с разными солистами партнерами по ансамблю

·         аккомпанировать солисту, играть в ансамбле, свободно читать с листа

владеть

·         навыками работы в качестве концертмейстера в процессе подготовки значительного репертуара из различных стилей и жанров с привлечением к репетициям и концертным выступлениям музыкантов-иллюстраторов;

·         профессиональными навыками игры на фортепиано;

·         навыками осмысленного прочтения нотного текста;

·         навыками работы с вокалистами, инструменталистов;

·         навыками свободного чтения с листа и транспонирования

 

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Дисциплина входит в состав вариативной части дисциплин (обязательные дисциплины), согласно ОП направления подготовки 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство». Профиль: «Фортепиано».

Для успешного освоения дисциплины «Концертмейстерский класс» необходимы знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения других дисциплин образовательной программы: «История музыки», «Музыкальная форма», «Полифония», «История исполнительского искусства», «История искусств», «Учебная практика (исполнительская)», «История фортепианного искусства», «Методика обучения игре на инструменте».

 

 

 

 

5. Объем дисциплины, формы отчетности по дисциплине.

Трудоемкость дисциплины составляет 612 часов, 17 зачетных единиц (из них: для очной формы обучения 342 – ауд., 270 – СР; для заочной формы обучения 60 – ауд., 520 – СРС, 32 – контроль). Дисциплина проходится на 1-8 сем. (ОФО), 3-8 сем. (ЗФО).

 

Форма обучения

Курс

Семестр

Всего часов

Лекц.

Практ.

Инд.

СРС

Контроль

Формы отчетности

(семестры)

Очная

2-4

3-9

612

-

-

136

270

54

1,3,5,7(зачет), 2,4,6,8 (зачет с оценкой)

Заочная

2-5

3-9

30

520

32

Формы текущего контроля знаний: контрольные уроки, академические концерты,

Формы промежуточного контроля знаний: 1,3,5,7 семестры - зачет, 2,4,6 - зачет с оценкой.

Форма итогового контроля знаний зачет с оценкой  8 семестр.

Оценка качества освоения рабочей программы по концертмейстерскому классу включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и итоговую государственную аттестацию выпускников. Текущий контроль знаний осуществляется на каждом уроке посредством проверки степени подготовленности студента к уроку, его выполнения домашнего задания, уровнем самостоятельной работы студента над исполняемыми произведениями.