Contacts:
-
Наталья Владимировна МургинаУчитель
1. Общие сведения
Программа дисциплины «Специальный инструмент» разработана в соответствии с требованиями: Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС 3+) специальности 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство» (уровень бакалавриата), 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство» (уровень бакалавриата), Положения ТГИК о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования.
При разработке учитывалась ранее действующая рабочая программа, созданная с учётом требований ФГОС 3, рекомендации Министерства образования по содержанию рабочих программ нового стандарта, локальные нормативные акты ТГИК.
2. Цель и задачи дисциплины
Подготовка будущего профессионального музыканта в классе специального фортепиано является одним из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса. В классе специального инструмента молодой музыкант не только осваивает стилевое пространство музыкальной культуры, но и обретает мотивацию к осуществлению музыкально-исполнительской и музыкально-педагогической деятельности, обретает собственный личностно-ценностный взгляд на постигаемую музыку.
Цель освоения дисциплины: систематическая работа в классе фортепиано для воспитания образованной личности, обладающей комплексом знаний, музыкально-исполнительских навыков и умений для осуществления культурной деятельности в качестве исполнителя и педагога.
Задачи дисциплины:
· всестороннее развитие личности ученика, расширение его художественного кругозора;
• развитие комплекса музыкальных способностей;
• развитие познавательного интереса и познавательной активности в постижении фортепианного исполнительского искусства;
• формирование мотивации к овладению комплексом музыкально-исполнительских навыков и умений как способу воплощения художественного замысла;
• стимулирование самостоятельности в работе с музыкальным текстом, овладение навыками стилевого анализа музыкального сочинения;
• формирование художественного вкуса, способности к контролю, готовности к преодолению возникающих сложностей, углублению художественно-эстетического опыта;
• стимулирование просветительской направленности в музыкально-исполнительской деятельности.
3.Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины.
Результаты освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины «Специальный инструмент» обучающийся должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями:
-способностью осознавать специфику музыкального исполнительства как вида творческой деятельности (ОПК-1);
-способностью демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания (ПК-1);
-способностью создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения (ПК-2);
-способностью пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей (ПК-3);
-готовностью к постижению закономерностей и методов исполнительской работы над музыкальным произведением, подготовки произведения, программы к публичному выступлению, студийной записи, задач репетиционного процесса, способов и методов его оптимальной организации в различных условиях (ПК-7);
-способностью организовывать свою практическую деятельность: интенсивно вести репетиционную (ансамблевую, концертмейстерскую, сольную) и концертную работу (ПК-9);
-готовностью к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства (ПК-10);
- готовностью к овладению и постоянному расширению репертуара, соответствующего исполнительскому профилю (ПК-11);
- способностью творчески составлять программы выступлений (сольных и ансамблевых) с учетом как собственных артистических устремлений, так и запросов слушателей, а также задач музыкально-просветительской деятельности (ПК-12);
- готовностью к музыкальному исполнительству в концертных и студийных условиях, работе со звукорежиссером и звукооператором, к использованию в своей исполнительской деятельности современных технических средств: звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры (ПК-14);
- способностью исполнять публично сольные концертные программы, состоящие из музыкальных произведений различных жанров, стилей, эпох (ПК-16);
- способностью исполнять партию своего инструмента в различных видах ансамбля (ПК-17);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
· основные композиторские стили;
· обширный концертный репертуар, включающий произведения разных эпох, жанров и стилей;
· основные нотные издания концертного репертуара;
уметь:
· анализировать художественные и технические особенности музыкальных произведений;
· анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения;
· раскрывать художественное содержание музыкального произведения;
· создавать собственную интерпретацию музыкального произведения;
· самостоятельно изучать и готовить к концертному исполнению произведения разных стилей и жанров;
владеть:
· навыками самостоятельного разучивания и подготовки к концертному исполнению музыкальных произведений различных стилей и жанров;
· навыками поиска исполнительских решений;
· художественно-выразительными средствами (штрихами, разнообразной звуковой палитрой и другими средствами исполнительской выразительности);
· профессиональной терминологией.
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы
В учебном плане дисциплина входит в состав базовой части (индекс Б3) согласно учебному плану ООП по направлению подготовки 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство».
Специальный класс в вузе подразумевает знания музыкальной литературы, сольфеджио, гармонии, полифонии, методики и психологии. Именно этот комплекс развивает музыкальный интеллект и определяет «лицо» пианиста.
Дисциплина «Специальный инструмент» служит основой для всех исполнительских дисциплин образовательной программы: «История музыки», «Музыкальная форма», «Полифония», «История исполнительского искусства», «История искусств», «Учебная практика (исполнительская)», «История фортепианного искусства», «Методика обучения игре на инструменте», «Изучение педагогического репертуара», «Ансамбль».
5. Объем дисциплины, формы отчетности по дисциплине.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 18 зачетных единиц, 648 часов (из них: для очной формы обучения 314 – ауд., 289 – СРС, 45 – контроль; для заочной формы обучения 56 – ауд., 539 – СРС, 53 - контроль). Дисциплина проходится на 1-8 сем.
Форма обучения |
Курс |
Семестр |
Всего часов |
Лекц. |
Практ. |
Инд. |
СРС |
Контроль |
Формы отчетности (семестры) |
Очная |
1-4 |
1-8 |
648 |
- |
- |
314 |
289 |
45 |
4,5,6,7,8 (экзамен), 2,3 (зачет с оценкой)
|
Заочная |
1-5 |
1-9 |
648 |
- |
- |
56 |
539 |
53 |
Формы промежуточного контроля знаний – зачет с оценкой 2, 3 семестр, экзамен - 4,5,6,7 семестры.
Форма итогового контроля знаний – экзамен 8 семестр.
Оценка качества освоения рабочей программы по специальности включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и итоговую государственную аттестацию выпускников. Текущий контроль знаний осуществляется на каждом уроке посредством проверки степени подготовленности студента к уроку, его выполнения домашнего задания, уровнем самостоятельной работы над техническими упражнениями и репертуарными произведениями.