Contacts:
-
Наталья Анатольевна СемешкоУчитель
1.Цель освоения дисциплины:
Дисциплина является этапом подготовки студентов к осуществлению исполнительской, педагогической и музыкально-просветительской деятельности в части воспитания квалифицированных исполнителей, преподавателей и руководителей творческих коллективов, способных грамотно работать с звукоусилительной аппаратурой в рамках репетиционного и учебного процесса, применять по необходимости в педагогической деятельности, а также в работе с творческими коллективами для достижения конечного результата в рамках концертного выступления или работы в звукозаписывающей студии.
2.Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы:
Дисциплина «Основы студийной звукозаписи» входит в состав Дисциплин по выбору Б1.В.ДВ.10 согласно учебного плана ООП по направлению подготовки 53.03.03 «Вокальное искусство» (профиль подготовки «Академическое пение»).
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
В результате освоения дисциплины обучающийся по направлению подготовки 53.03.03 «Вокальное искусство» должен освоить следующие профессиональные компетенции:
ПК-6 готовностью к постижению закономерностей и методов исполнительской работы над музыкальным произведением, подготовки произведения, программы к публичному выступлению, студийной записи, задач репетиционного процесса, способов и методов его оптимальной организации в различных условиях;
ПК-13 готовностью к музыкальному исполнительству в концертных и студийных условиях, работе со звукорежиссером и звукооператором, к использованию в своей исполнительской деятельности современных технических средств: звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры
4. Объем, структура и содержание дисциплины «Основы студийной звукозаписи»:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, 2 зачетные единицы (из них: 36 – ауд., 36 – СРС). На очной форме обучения дисциплина изучается в 7 семестре.
№ |
Форма обучения |
Курс |
Семестр |
Всего часов |
Лекц. |
Практ. (сем). |
Инд. |
СРС |
Контроль |
1 |
ОФО |
1 |
2 |
72 |
18 |
18 |
- |
36 |
- |
Тематический план дисциплины «Основы студийной звукозаписи»
7 семестр 18 недель
Раздел дисциплины, тема |
Всего часов |
Аудиторные |
СРС |
Форма отчетности |
||
|
|
Лекц. |
Практ (сем). |
Инд |
|
|
Модуль I. Введение в предмет, базовые навыки и знания |
18 |
8 |
8 |
|
18 |
практическое упражнение |
1.1. Звуковое оборудование в профессиональной деятельности исполнителя |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
практическое упражнение |
1.2. Классификация микрофонов |
5 |
4 |
|
|
3 |
практическое упражнение |
1.2. Техника работы с микрофоном
|
3 |
|
2 |
|
2 |
практическое упражнение |
1.4. Микшерные пульты. |
3 |
2 |
2 |
|
3 |
практическое упражнение |
1.5 Качество концертного звука.
|
3 |
|
2 |
|
2 |
практическое упражнение |
|
|
10 |
10 |
|
18 |
|
Модуль II. Студийная запись. |
8 |
6 |
- |
|
4 |
практическое упражнение |
2.1. Особенности записи вокала. |
6 |
- |
4 |
|
4 |
практическое упражнение |
2.2. Студийная запись.
|
4 |
|
2 |
|
4 |
практическое упражнение |
2.3. Запись в домашних условиях. |
|
10 |
10 |
|
18 |
контрольная работа |
|
72 |
18 |
18 |
|
36 |
зачет |
Содержание дисциплины «Основы студийной звукозаписи»:
Модуль I. Введение в предмет, базовые навыки и знания.
1.1. Введение.
Обзор содержания предмета. Выявление знаний у студентов в области работы со звукоусилительной аппаратурой, проведение входного среза знаний по предмету.
1.2. Звуковое оборудование в профессиональной деятельности эстрадного певца.
Звук и адекватность его восприятия. Влияние звука на эмоциональную сферу человека. Стандартное универсальное стационарное звукоусилительное оборудование и его назначение. Функции системы звукоусиления.
1.3. Классификация микрофонов.
Типы микрофонов. Предназначение микрофонов. Основные характеристики микрофонов. Остронаправленные микрофоны ("пушки", "полупушки"), примеры использования. Петличные микрофоны, правила работы с ними. Противошумовые микрофоны. Радиомикрофоны, их устройство и применение. Приемник и передатчик радиомикрофона. Частоты радиомикрофонов. Микрофоны зарубежных фирм: Шур, АКГ, Нойман, Сенхайзер, Байердинамик, Сони, Электро-войс, Шопс. Студийные микрофоны. Микрофоны для вокалистов. Микрофоны для музыкальных инструментов (определенные микрофоны для определенных инструментов). Плоские микрофоны, размещаемые на поверхности стола или пола (граничного слоя). Стереомикрофоны.
1.4. Техника работы с микрофоном.
Выбор микрофонов в зависимости от характера и условий выступления. Требования, предъявляемые к работе с ручным микрофоном. Основные проблемы с микрофоном на сцене. Включение микрофона, переключения на корпусе микрофона, их обозначение. Положение микрофона. Правильная позиция захвата. Рабочее расстояние для используемого микрофона. Местоположение певца на сцене. «Заводка» микрофона. Искажения звука. Посторонние шумы. Вспомогательное оборудование: микрофонные стойки, гибкие держатели ("гусиные шейки"); микрофонные кабели и разъемы; держатели и подвесы; амортизаторы; ветрозащита и ее применение. Коммутация микрофонов. Уход за микрофонами.
1.5. Микшерные пульты.
Микшерные пульты, их назначение и область. Активные (со встроенным усилителем), пассивные (без встроенного усилителя), DJ (специализированные) микшерные пульты. Концертные микшеры. Студийные микшеры. Цифровые микшеры. Комбинированные устройства-микшеры. Обзор самых популярных микшеров.
1.6. Качество концертного звука.
Модернизация концертных залов. Качество звучания на живом мероприятии. Концерты под фонограмму «плюс» и «минус». Работа вокалиста с «живым коллективом». Технический, психологический и эстетический аспекты проблемы хорошего и плохого живого звука на концертах. Акустические комфортные условия и звуковая атмосфера на концертной площадке.Тембровая реалистичность и достоверность звучания голоса, микрофонное звучание. Сценический мониторинг: «прострелы» и напольные мониторы, персональный in-ear мониторинг, мониторные линии. Подключение звукового оборудования на сцене.
Модуль II. Студийная запись.
2.1. Особенности записи вокала.
Важнейшие особенности певческого голоса и их значение в процессе записи. Дикция певца. 3вуковысотный диапазон певческих, голосов. Мужские певческие голоса: бас, баритон, тенор. Женские певческие голоса: контральто, меццо-сопрано, сопрано, колоратурное сопрано. Динамический диапазон певческих голосов. Условное разделение певцов на три категории по силе голоса: с сильным голосом (преимущественно оперные певцы); с голосом средней силы (преимущественно камерные); со слабым голосом ("микрофонные певцы"). Интонация вокалиста и профессиональная техника исполнения, как залог успешной записи. Запись вокальных сольных и ансамблевых произведений. Запись пения в сопровождении аккомпанирующего музыкального инструмента. Подготовительная работа вокалиста перед записью. Творческая располагающая атмосфера, комфортные условия при записи.
2.2. Студийная запись.
Техника записи вокала в студии. Расположение микрофона. Выбор расстояния между певцом и микрофоном. Баланс между голосом и аккомпанементом. Динамические выбросы голоса, автоматическая регулировка уровня. Применение реверберации, выделение формант, употребление ветрозащиты. Запись авторской песни, романсов под аккомпанемент гитары. Запись вокала в популярной музыке. Индивидуальность певца и задачи звукорежиссера. Настройка техники, расстановка микрофонов. Обратная связь и особенности работы в наушниках. Требования к вокальным микрофонам. Этапы записи.
2.3. Запись в домашних условиях.
Необходимое минимальное количество и качество аппаратуры, на которой осуществляется запись. Запись вокала в домашних условиях. Программное обеспечение, сведение и мастеринг.
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине:
(В соответствии с «Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» к основным видам фонда оценочных средств (ФОС) в вузе отнесены: курсовые работы, коллоквиумы, контрольные работы, рефераты, тесты, эссе, просмотры, технические зачеты, академические концерты, прогоны и пр.)
Данный раздел выполняется в виде Приложения к рабочей программе по дисциплине «Основы студийной звукозаписи», см. Приложение.
Основная литература
1. Алдошина, И.А. Музыкальная акустика : учебник / И.А. Алдошина, Р. Приттс. – Санкт-Петербург : Лань, – 2006. – 720 с.
2. Алдошина, И.А. Электродинамические громкоговорители : учеб. пособие. / И.А. Алдошина. – Москва : Радио и связь, 1989. – 272 с., с ил.
3. Алдошина, И.А. Акустические системы игромкоговорители. Основы устройства : учеб. пособие / И.А. Алдошина. – Санкт-Петербург : ГУТ, 2000. – 65 с.
4. Алдошина, И.А. Высококачественные акустические системы / И.А. Алдошина, А.Г. Войшвилло. – Москва : Радио и связь, 1986. – 110 с.
5. Бунькова, А.Д. Студийная звукозапись и основы звукорежиссуры : монография / А.Д. Бунькова, С.Н. Мещеряков; ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2014. – 174 с.
6. Меерзон, Б.Я. Акустические основы звукорежиссуры. Оборудование студий / Б.Я. Меерзон. – Москва : Аспект пресс, 2004. – 205 с.
Электронные ресурсы удаленного доступа:
Доступно в ЭБС «Лань»:
1. Алдошина, И.А., Приттс Р.Музыкальная акустика. Учебник. Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки.2006. –720с.
2. Динов, В.Г Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре: учебное пособие. – Санкт-Петербург. – 2017 – 488с.
3. Медведев, Е.В., Трусова В.А., Виртуальная студия на РС: аранжировка и обработка звука. «ДМК Пресс», 2009. – 424с.
б) дополнительная литература:
1. Анерт В., Райхардт В. Основы техники звукоусиления. – Москва,1984.
2. Кубат, К.К. Звукооператор / К.К. Кубат. – Москва : Энергия, 1978. — 426 c.
3. Рождение звукового образа: сб. статей / под общ. ред. Е. М. Авербах. – Москва, 1985.
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины:
1. Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина. – Режим доступа: http://www.prlib.ru/.
2. «Национальная электронная библиотека» (НЭБ). – Режим доступа: http://xn--90ax2c.xn--p1ai/.
3. Научная музыкальная библиотека им. С. И. Танеева. – Режим доступа: http://www.taneevlibrary.ru
4. Российская государственная библиотека по искусству. – Режим доступа: http://www. liart.ru/ru/.
5. Электронная библиотека современных литературных журналов России. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/
6. RIPM – (музыкальная периодика) – международный репертуар музыкальной прессы. – Режим доступа: http://www.ripm.org.
7. RISM – (музыкальные источники) – проект, который содержит редкие старопечатные нотные издания и музыкально-теоретические трактаты. – Режим доступа: http://www.lib.stanford.edu/music-library/news-rism-site.
8. Энциклопедия Die Music: энциклопедий в области академического музыкального искусства. Доступен на английском и немецком языках. – Режим доступа: http://www.mgg-online.com.
9. Русская академическая музыка. Содержит нотные издания музыки XIX–XX веков. – Режим доступа: http://www.rus-aca-music.narod.ru.
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем:
Программное обеспечение: Adobe Audition.
11. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Для обеспечения полноценного учебного процесса по дисциплине «Основы студийной звукозаписи» необходим специально оборудованный учебный класс для групповых занятий с цифровой рабочей станцией, микшерным пультом и комплектом микрофонов.