Contacts:
-
Наталья Владимировна МургинаУчитель
1.Общие положения
В соответствии с ФГОС СПО по направлению подготовки 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» дисциплина «Чтение с листа и транспозиция» является обязательным разделом ППССЗ и направлена на формирование профессиональных компетенции, развитие и закрепление практических навыков, связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов.
Цель дисциплины: подготовка грамотных специалистов, владеющих необходимой суммой технологических приѐмов, различающих особенности исполнительских стилей, обладающих способностью к прочтению и расшифровке нотного текста, способных проявить исполнительскую волю, концентрацию внимания.
Задачи дисциплины: формирование навыков чтения с листа и транспозиции, необходимых для последующей работы в качестве концертмейстера, артиста ансамбля, педагогической деятельности.
Рабочая программа по дисциплине «Методика обучения игре на инструменте» сформирована на основе ФГОС3+ СПО по данному направлению подготовки (Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 27.10.2014г. № 1390 г. Москва (ООП СПО). Данная программа соответствует
1) Положению о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования;
2) Положению о фонде оценочных средств в ТГИК.
2.Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины. Результаты освоения дисциплины.
В результате изучения дисциплины «Чтение с листа и транспозиция» обучающиеся по специальности "Инструментальное исполнительство" должны освоить профессиональные компетенции:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар.
ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар.
В результате освоения дисциплины «Чтение с листа и транспозиция» студенты специальности «Инструментальное исполнительство» должны
уметь:
· читать с листа и транспонировать музыкальные произведения;
· использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;
· психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы;
· использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;
· применять теоретические знания в исполнительской практике;
· применять концертмейстерские навыки в репетиционной и концертной работе;
· пользоваться специальной литературой;
· слышать все партии в ансамблях различных составов;
· согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле;
знать:
· сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (полифонические произведения, пьесы, этюды, произведения крупной формы);
· художественно-исполнительские возможности инструмента.
3.Место дисциплины в подготовке выпускника
Дисциплина «Чтение с листа и транспозиция» относится к профессиональному модулю исполнительской деятельности, является Учебной практикой (УП 01.03) и изучается на протяжении всего периода обучения – с 1 по 8 семестр.
Данная дисциплина является базовой для всего профессионального блока в сфере исполнительских дисциплин: «Концертмейстерский класс», «Ансамблевое исполнительство», «Изучение родственных инструментов», «Изучение произведений композиторов Урало-сибирского региона». Дисциплина «Чтение с листа и транспонирование» может быть объединена в модульный блок с программами «Техническая подготовка», «Специальный инструмент». Прохождение этого курса необходимо и для реализации всех видов учебных и исполнительских практик.
4.Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 254 часа, из них индивидуальные занятия - 173 часа, самостоятельная работа студентов − 81 час
№ |
Форма обучения |
Курс |
Семестр |
Всего часов |
Лекц. |
Практ. |
Инд. |
СРС |
1 |
Очная |
1 |
1 |
24 |
- |
- |
16 |
8 |
2 |
1 |
2 |
30 |
- |
- |
20 |
10 |
|
3 |
2 |
3 |
24 |
- |
- |
16 |
8 |
|
4 |
2 |
4 |
30 |
- |
- |
20 |
10 |
|
5 |
3 |
5 |
24 |
- |
- |
16 |
8 |
|
6 |
3 |
6 |
60 |
- |
- |
40 |
20 |
|
7 |
4 |
7 |
24 |
- |
- |
16 |
8 |
|
8 |
4 |
8 |
28 |
- |
- |
19 |
9 |
5.Формы промежуточной аттестации
1 семестр |
2 семестр |
3 семестр |
4 семестр |
5 семестр |
6 семестр |
7 семестр |
8 семестр |
Контрольный урок |
|||||||
Чтение с листа или транспозиция предложенных произведений |
Чтение с листа или транспозиция предложенных произведений |
Чтение с листа или транспозиция предложенных произведений |
Чтение с листа или транспозиция предложенных произведений |
Чтение с листа или транспозиция предложенных произведений |
Чтение с листа или транспозиция предложенных произведений |
Чтение с листа или транспозиция предложенных произведений |
Чтение с листа или транспозиция предложенных произведений |