Контакты:
-
Людмила Григорьевна СвининиковаУчитель
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
тЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ
Цикловая комиссия музыкально-теоретических дисциплин
УТВЕРЖДАЮ:
____________________Семешко Н.А.
(директор колледжа)
"_20_"___мая_____2019 г.
Рабочая программа дисциплины «Музыкальное воспитание»
(основы музыкальной грамоты и сольфеджио)
1 курс специальности 52.02.04 «Актерское искусство»,
Наименование квалификации углубленной подготовки:
Актер, преподаватель
Форма обучения - очная
Тюмень 2019
Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии музыкально-теоретических дисциплин
протокол № _10__ от _15.05.2019
Председатель цикловой комиссии ________________ /Панкова Т.Е.
Председатель УМК ________________________/Бархатова С.А.
«_20_»_05. 2019 г. (протокол заседания УМК № 9_)
«СОГЛАСОВАНО»
Директор научной библиотеки_______________/Соколова Н.П.
«______»_____________20 г.
СОГЛАСОВАНО
Председатель выпускающей кафедрой ______________/Орлова Е.В.
Рабочая программа разработана Бархатовой С.А.
__________________________
(подпись разработчика)
Содержание Рабочей программы дисциплины
1 |
Общие сведения |
4 с. |
1.1 |
Нормативно-правовая основа |
4 |
1.2 |
Цель освоения дисциплины |
4 |
2 |
Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины. |
4 |
2.1 |
Результаты освоения дисциплины |
5 |
3 |
Место дисциплины в подготовке выпускника |
5 |
4 |
Объем дисциплины |
5 |
5 |
Формы промежуточной аттестации |
5 |
6 |
Содержание дисциплины |
5-8
|
6.1 |
Требования к минимуму содержания дисциплины |
7-10 |
7 |
Учебно-методическое обеспечение курса |
10 |
7.1 |
Задания для самостоятельной работы студентов по темам |
9-10 |
7.2 |
Ссылка на ФОСы в качестве приложения |
10 |
7.3 |
Список методической литературы |
11 |
7.4 |
Перечень ресурсов сети «Интернет» и информационных технологий |
11 |
7 |
Методические указания (материалы) для студента |
12 |
8 |
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) |
12 |
9 |
Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса |
12 |
10 |
Фонды оценочных средств |
13 |
- Общие сведения (организационно-методический раздел)
Нормативно-правовая основа
Рабочая программа учебной дисциплины «Музыкальное воспитание» является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 52.02.04 «Актерское искусство» (Приказ Минобрнауки России № 1359 от 27.10.2014).
Данная структура программы соответствует требованиям к РПД, указанным в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования".
Цель освоения дисциплины
Дисциплина является этапом подготовки студентов к осуществлению исполнительской и педагогической деятельности в части освоения теоретической терминологии, элементов музыкального языка и элементарных навыков музицирования.
- Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины. Результаты освоения дисциплины
В результате изучения «Музыкального воспитания» обучающиеся должны освоить профессиональные компетенции:
ПК 1.2. Использовать в профессиональной деятельности выразительные средства различных видов сценических искусств, соответствующие видам деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
− читать с листа одноголосные несложные музыкальные примеры;
− определять на слух элементы музыкального языка (ритм, лад, характер музыки, отдельные мелодические обороты);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
− основные элементы музыкальной речи;
− основные этапы развития музыкальной культуры;
- Место дисциплины в подготовке выпускника
Дисциплина «Музыкальная грамота» изучается студентами специальности «Актерское искусство» на 1 курсе, входит в профессиональный цикл дисциплин (ОП) и готовит дисциплины «Сольное пение» и «Основы игры на музыкальном инструменте».
- Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов, из них 72 часов – аудиторные мелкогрупповые занятия, 36 часов – самостоятельная работа студентов.
№ |
Форма обучения |
Курс |
Семестр |
Всего часов |
Лекц. |
Практ. |
Инд. |
СРС |
1 |
Очная |
1 |
1 |
48 |
- |
32 |
- |
16 |
2 |
1 |
2 |
60 |
- |
40 |
- |
20 |
- Формы промежуточной аттестации
Для специальности 52.02.04 «Актерское искусство»:
1 семестр |
2 семестр |
Контрольный урок |
Контрольный урок |
Выполнение письменной контрольной работы по пройденным темам. |
устный ответ на вопрос; выполнение письменной контрольной работы по пройденным темам. |
- Содержание дисциплины
№ |
Раздел дисциплины, тема |
Всего часов |
Аудиторные |
СРС |
||
Лекц. |
Практ. |
Инд. |
||||
1
|
Введение. Цели и задачи курса музыкальной грамоты. |
3 |
2 |
|
|
1 |
2.
|
Свойства музыкального звука. |
3 |
2 |
|
|
1 |
3 |
Контрольный урок: |
2 |
2 |
|
|
|
4 |
Музыкальная система. |
3 |
2 |
|
|
1 |
5 |
Контрольный урок |
2 |
2 |
|
|
|
6 |
Нотное письмо. |
3 |
2 |
|
|
1 |
7 |
Контрольный урок |
2 |
2 |
|
|
|
8 |
Метр. Ритм. Размер. Темп. |
3 |
2 |
|
|
1 |
9 |
Группировка нот в инструментальной музыке |
5 |
3 |
|
|
2 |
10 |
Группировка нот в вокальной музыке. Практические упражнения. |
3 |
2 |
|
|
1 |
11 |
Основное и особое ритмическое деление. Синкопа. |
3 |
2 |
|
|
1 |
12 |
Контрольный урок |
2 |
2 |
|
|
|
13 |
Интервалы. |
5 |
3 |
|
|
2 |
14 |
Акустические свойства интервалов. |
3 |
2 |
|
|
1 |
15 |
Практическое занятие по теме интервалы. |
3 |
2 |
|
|
1 |
16 |
Контрольный урок. |
2 |
2 |
|
|
|
|
Итого 1 семестр |
48 |
32 |
|
|
16 |
17 |
Лад. |
3 |
2 |
|
|
1 |
18 |
Мажорный лад и его разновидности. |
3 |
2 |
|
|
1 |
19 |
Минорный лад и его разновидности. |
3 |
2 |
|
|
1 |
20 |
Тональность. Квинтовый тональный круг |
3 |
2 |
|
|
1 |
21 |
Контрольный урок. |
2 |
2 |
|
|
|
22 |
Созвучие и аккорд. |
5 |
3 |
|
|
2 |
23 |
Главные и побочные трезвучия лада,. |
3 |
2 |
|
|
1 |
24 |
Септаккорды. Доминантсептаккорд с обращениями.. |
3 |
2 |
|
|
1 |
25 |
Вводные септаккорды |
3 |
2 |
|
|
1 |
26 |
Практическое занятие по разделу «Септаккорды»: |
|
|
|
|
|
27 |
Контрольный урок |
2 |
2 |
|
|
|
28 |
Ладовая альтерация. |
3 |
2 |
|
|
1 |
29 |
Контрольный урок. |
2 |
2 |
|
|
|
30 |
Мелодия и средства ее организации. |
3 |
2 |
|
|
1 |
31 |
Элементы строения музыкальной речи. |
5 |
3 |
|
|
2 |
32 |
Контрольный урок |
2 |
2 |
|
|
|
33 |
Транспозиция. |
3 |
2 |
|
|
2 |
34 |
Знаки сокращения нотного письма. |
3 |
2 |
|
|
1 |
35 |
Мелизмы. |
3 |
2 |
|
|
1 |
36 |
Зачет |
2 |
2 |
|
|
|
Требования к минимуму содержания по дисциплине
Тема 1. Введение. Цели и задачи курса музыкальной грамоты. Роль дисциплины в создании первичных представлений о средствах музыкального языка, их выразительных возможностях и взаимодействии в контексте музыкального произведения. Внутренняя структура учебного курса, виды работы и формы текущей и итоговой отчетности.
Тема 2. Свойства музыкального звука. Звуки шумовые и музыкальные. 4 свойства музыкального звука с их характеристиками: высота, длительность, громкость, тембр. Обертоновая шкала. Механизм формирования тембровой окраски голоса или инструмента. Оркестр как воплощение тембрового разнообразия в музыке
Тема 3. Музыкальная система. Слоговое и буквенное обозначение звуков. Октавный принцип музыкальной системы. Названия октав. Запись звуков разных октав буквенным способом. Понятия диапазона и регистра
Тема 4. Нотное письмо Элементы нотного письма: нотный стан (основные и добавочные линии), нотные знаки с их высотной и ритмической характеристикой, знаки альтерации, ключи (скрипичный и басовый)
Тема 5. Метр. Ритм. Размер. Темп. Метроритмическая организация в музыке. Понятия метра, ритма, размера, темпа. Понятие ритмического рисунка и его выразительной роли. Классификация размеров. Особенности группировки нот в вокальной музыке. Практические упражнения по разделу «Группировка нот» в целом. Основное и особое ритмическое деление. Синкопа и ее виды. Анализ нотных примеров с указанными ритмическими особенностями.
Тема 6. Интервалы. Понятие интервала. Тоновая и ступеневая величина простых интервалов. Мелодические и гармонические интервалы. Выразительное значение интервалов. Акустические свойства интервалов. Консонансы и диссонансы. Анализ акустических свойств гармонических интервалов в контексте музыкального произведения.
Тема 7. Лад и тональность Понятие лада. Звукоряд лада. Ступени лада. Понятие тяготения и разрешения Мажорный лад и его разновидности. Строение мажорной гаммы. Название ступеней лада и их характеристика
Тема 8. Аккорды Понятия созвучия и аккорда. Аккордовая структура. Классификация трезвучий. Обращения трезвучий. Главные и побочные трезвучия лада, их характеристика. Построение главных и побочных трезвучий с обращениями в заданных тональностях. Септаккорды. Доминантсептаккорд с обращениями. Вводные септаккорды в основном виде. Основы голосоведения при их разрешении. Практические упражнения.
Тема 9. Альтерация и хроматизм Понятие ладовой альтерации. Альтерированные гаммы. Альтерированные интервалы, принципы их разрешения. Хроматическая гамма, основы ее построения. Практические упражнения
Тема 10. Мелодия и средства ее организации. Понятие мелодии. Три важнейших составляющих: звуковысотная линия, метроритмическая организация, ладотональность. Анализ мелодий разного характера из музыкальных произведений
Тема 11. Музыкальный синтаксис. Понятие музыкального синтаксиса. Период. Предложения. Каденции.
Тема12. Транспозиция Понятие транспозиции. Два способа транспозиции. Практические упражнения.
Тема 13. Знаки сокращения нотного письма Различные способы сокращения нотного письма (обзор). Практические упражнения.
Тема 14. Мелизмы Понятие мелизмов и их разновидности. Практические упражнения.
- Учебно-методическое обеспечение курса
Задания для самостоятельной работы студентов по темам
№ п/п |
Раздел дисциплины |
Виды самостоятельной работы студентов |
1 |
Введение. Цели и задачи курса музыкальной грамоты |
Чтение и конспектирование дополнительной литературы |
2
|
Свойства музыкального звука |
Построение обертоновой шкалы от данного звука. Выполнение тестов по пройденной теме |
3. |
Музыкальная система |
Выполнение заданий по буквенному обозначению звуков разных октав и записи нот по данным буквенным обозначениям. |
4 |
Нотное письмо |
Запись и расшифровка нот в разных ключах (скрипичном и басовом) буквенным способом |
5 |
Метр. Ритм. Размер. Темп |
Выполнение заданий по группировке нот в простых и сложных размерах. Анализ нотных примеров с указанными ритмическими особенностями |
6. |
Интервалы |
Построение интервалов от звука по заданным условиям, определение данных от звука интервалов, анализ мелодических и гармонических интервалов в контексте музыкального произведения |
7. |
Лад и тональность. |
Построение звукорядов ладов от данного звука, запись тональных обозначений буквенным способом, определение видов ладов по заданному нотному тексту |
8 |
Аккорды |
Построение аккордов в тональности с разрешением; построение от звука с последующим определением тональности; анализ аккордов в контексте музыкального произведения. |
9. |
Альтерация и хроматизм |
Построение альтерированных и хроматических гамм, альтерированных интервалов с разрешением |
10 |
Мелодия и средства ее организации |
Выполнение заданий по анализу мелодий разных стилей (венский классицизм, романтизм, композиторы русской школы) |
11 . |
Элементы строения музыкальной речи |
Анализ фортепианных и вокальных миниатюр (строение периода, особенности каденций) |
12. |
Транспозиция |
Транспонировать данные вокальные мелодии двумя способами |
13. |
Знаки сокращения нотного письма |
Различные способы сокращения нотного письма(обзор). Практические упражнения – расшифровка знаков сокращения нотного письма |
|
|
Содержание учебного материала |
14. |
Мелизмы |
Практические упражнения в расшифровке мелизмов.. |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине:
(В соответствии с «Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» к основным видам фонда оценочных средств (ФОС) в вузе отнесены: курсовые работы, коллоквиумы, контрольные работы, рефераты, тесты, эссе, просмотры, технические зачеты, академические концерты, прогоны и пр.) Приложение 1.
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
Основная литература
1.Вахромеева, Т. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио / Т. Вахромеева. – Москва : Музыка, 2008. – 88 с.
Как преподавать сольфеджио в ХХI веке : учеб.-методический комплекс / сост. О. Л. 2..Берак, М. В. Карасева. – Москва : Классика-ХХI, 2009. – 224 с.
3.Фридкин, Г. А. Практическое руководство по музыкальной грамоте : учеб. пособие / Г. А. Фридкин. – Москва : Музыка, 2009. – 296 с.
Доступно в ЭБС «Лань»:
1.Морих, И. Б. Творческие задания по музыкально-теоретическим дисциплинам : учеб. пособие / И. Б. Морих. – Санкт-Петербург : Композитор, 2011. – 228 с
2.Новицкая, Н. В. Музыкальные диктанты для детской музыкальной школы и детской школы искусств / Н. В. Новицкая. – Санкт-Петербург : Композитор, 2007. – 194 с.
3..Петренко, А. А. Цифровки и цепочки : пособие для уч-ся ДМШ, ДШИ, лицеев, муз. уч-щ, колледжей / А. А. Петренко. – Санкт-Петербург : Композитор, 2009. – 28 с.
4.Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. – Санкт-Петербург ; Москва : Лань : Планета музыки, 2014. – 320 с.
Доступно в ЭБС «IPRbooks»:
1..Вахромеева, Т. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио / Т. Вахромеева. – Москва : Музыка, 2008. – 88 с. – 2 экз.
комплекс / сост. Т. В. Мороз. – Кемерово : КемГУКИ, 2013. – 64 с
2.Практическое руководство по музыкальной грамоте : учеб. пособие / Г. А. Фридкин. – Москва : Музыка, 2009. – 296 с. : нот. – 2 экз.
Сборники для сольфеджирования
Доступно в ЭБС «Лань» :
1. Драгомиров, П. Н. Учебник сольфеджио [Электронный ресурс] / П. Н. Драгомиров. – Электрон. текстовые данные. – Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2016. – 64 с. – Режим доступа : https://e.lanbook.com/book/76295?category_pk=2614#book_name
2. Ладухин, Н. М. 60 сольфеджио для двух голосов [Электронный ресурс] / Н. М. Ладухин. – Электрон. текстовые данные. – Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2017. – 36 с. – Режим доступа : https://e.lanbook.com/book/92661?category_pk=2614#book_name
3. Ладухин, Н. М. Одноголосное сольфеджио [Электронный ресурс] / Н. М. Ладухин. – Электрон. текстовые данные. – Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2017. – 48 с. – Режим доступа : https://e.lanbook.com/book/94190?category_pk=2614#book_name
4. Ладухин, Н. М. Сольфеджио для одного, двух и трех голосов [Электронный ресурс] / Н. М. Ладухин. – Электрон. текстовые данные. – Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2017. – 108 с. – Режим доступа : https://e.lanbook.com/book/91274?category_pk=2614#book_name
Дополнительная литература
I. Научная литература
1.Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования: учеб. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030700 "Музыкальное образование" / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – Москва: Academa, 2004. – 333, с.
2.Далматов, Н. Музыкальная грамота и сольфеджио, выпуск 1, 2 / Н. Далматов. - Москва, 1965. – 224 с.
3. Как учат музыке за рубежом: учебное пособие / пер. с англ. В. Бронгулеев. – Москва: Классика-XXI, 2009. – (Мастер-класс).
4. Майкапар, С. М. Музыкальное исполнительство и педагогика: из неизданных трудов / С. М. Майкапар. – Челябинск: MPI, 2006. – 219 с.
Майкапар, С. М. Музыкальный слух: его значение, природа, особенности и метод правильного развития / С. М. Майкапар. – Челябинск: MPI, 2005. – 254 c.
5. Максимов, С. Музыкальная грамота / С.Максимов. - Москва, 1984. – 175 с.
6. Никитин, А. А. Художественная одаренность / А. А. Никитин. - Москва: Классика-XXI, 2010. – 175 с.
7. Островский, А. Методика теории музыки и сольфеджио : пособие для педагогов. /А.Островский — Изд. 2-е., доп. — Л.: Музыка, 1970. — 296 с.
8. Столяров, Б. А. Музыкальная педагогика: история, теория, практика: учеб пособие для студентов вузов / Б. А. Столяров; редактор М. В. Лагунова. – Москва: Высшая школа, 2004. – 215, с. –
II. Энциклопедии, словари
1. Музыкальная энциклопедия. Тт.1-6. – Москва, 1973-1982.
2. Энциклопедический музыкальный словарь. – Москва, 1966.
Перечень ресурсов сети «Интернет» и информационных технологий
Электронные ресурсы свободного доступа по музыкальному искусству
1. Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина. – Режим доступа: http://www.prlib.ru/.
2. «Национальная электронная библиотека» (НЭБ). – Режим доступа: http://xn--90ax2c.xn--p1ai/.
3. Научная музыкальная библиотека им. С. И. Танеева. – Режим доступа: http://www.taneevlibrary.ru
4. Российская государственная библиотека по искусству. – Режим доступа: http://www. liart.ru/ru/.
5. Электронная библиотека современных литературных журналов России. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/
6. RIPM – (музыкальная периодика) – международный репертуар музыкальной прессы. – Режим доступа: http://www.ripm.org.
7. RISM – (музыкальные источники) – проект, который содержит редкие старопечатные нотные издания и музыкально-теоретические трактаты. – Режим доступа: http://www.lib.stanford.edu/music-library/news-rism-site.
8. Энциклопедия Die Music: энциклопедий в области академического музыкального искусства. Доступен на английском и немецком языках. – Режим доступа: http://www.mgg-online.com.
9. Русская академическая музыка. Содержит нотные издания музыки XIX–XX веков. – Режим доступа: http://www.rus-aca-music.narod.ru.
10. Новое трио. Содержит собрание нот для фортепиано. – Режим доступа: http://www.novoye-trio.ru.
11. Популярные произведения в переложении для разных инструментов. – Режим доступа: http://www.musstudent.narod.ru/biblio.html.
12. Коллекция «Все о джазе». – URL: http://www.jazz.ru
Методические указания (материалы) для студента
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
Лицензионное программное обеспечение: пакет программ Microsoft Office (MS Word, MS Power Point).
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для обеспечения полноценного учебного процесса по дисциплине «Музыкальное воспитание» необходим стандартный учебный класс для групповых занятий с фортепиано и компьютером с выходом в сеть Интернет.
Приложение
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тюменский государственный институт культуры
Фонд оценочных средств
По дисциплине «Музыкальная грамота»
для 1 курса специальности 52.02.04 «Актерское искусство»,
Квалификация:
Актер, преподаватель
Форма обучения - очная
Тюмень, 2019
Паспорт фонда оценочных средств
по дисциплине «Музыкальная грамота»
Данная дисциплина открывает изучение всего блока музыкально-теоретических дисциплин, поэтому на 1 курсе обучения студентов данные компетенции находятся на начальной стадии формирования. Начало и развитие формирования этих компетенций происходит и во время освоения других дисциплин музыкально-теоретического цикла, например, сольфеджио.
- Перечень компетенций, формируемых дисциплиной, и этапы формирования компетенций
Код компетенции |
Наименование |
Структурные элементы компетенции |
Этапы формирования в рамках дисциплины |
Виды занятий |
Оценочные средства сформированности компетенций |
ПК 1.2. |
Использовать в профессиональной деятельности выразительные средства различных видов сценических искусств, соответствующие видам деятельности.
|
Знать: круг понятий, необходимых для освоения тем курса: лад и его элементы, знаки альтерации; нотацию и правописание; ритм, метр, темп; интервалы и их обращение, аккорды; принципы построения интервалов и аккордов в тональности и от звука; понятия мотива, фразы, предложения, периода; виды периодов; Уметь: записывать, играть на клавиатуре, определять на слух и по нотам виды ладов; записывать, играть на клавиатуре, записывать, играть на клавиатуре, определять на слух и по нотам метроритмические построения, опираясь на жанровую природу ритмического движения; использовать навыки владения элементами музыкальной речи на клавиатуре и в письменном виде; читать с листа одноголосные несложные музыкальные примеры
|
1-2 семестры |
Практические
|
В проверочных работах используется письменное тестирование на знание теоретического материала по пройденным темам и практические работы по игре на фортепиано |
|
Планируемые уровни сформированности компетенций
На момент изучения дисциплины «Музыкальное воспитание» студенты находятся в начале профессионального пути. Предполагается, что во время обучения они приобретут необходимые навыки и разовьют компетенции. Однако в рамках дисциплины, длящейся 1-2 семестр полное овладение компетенцией не представляется возможным, поэтому можно лишь предположить желаемый уровень, которого достигнут студенты к 2 концу второго семестра.
Этапы формирования компетенции (по отношению ко времени прохождения дисциплины) |
Уровни сформированности компетенции (качество сформированности компетенции) |
Критерии (показатели) оценивания уровня сформированности компетенции |
Оценка достигнутого уровня |
ПК 1.2. Использовать в профессиональной деятельности выразительные средства различных видов сценических искусств, соответствующие видам деятельности.
|
|||
Начало 1 семестра |
Начальный |
Знает: названия нот, буквенные обозначения нот и тональностей, знаки альтерации; нотацию и правописание; ритм, метр, темп; принципы построения интервалов в тональности и от звука; Умеет записывать, играть на клавиатуре, определять на слух и по нотам отдельные звуки, интервалы, записывать, играть на клавиатуре, определять на слух и по нотам интервалы и их обращения. Владеет навыками чтения нот и конспектирования литературы. |
Оценка «3» ставится за слабые знания буквенных обозначений, не всегда точные построения интервалов и их обращений, неверную группировку длительностей, неумение определить размер на слух и зрительно. |
Оценка «4» ставится за уверенное знание буквенных обозначений, точные построения интервалов и их обращений, группировку длительностей с незначительными ошибками, умение определить размер на слух и зрительно. |
|||
Оценка «5» ставится за уверенное знание буквенных обозначений, точные построения интервалов и их обращений, группировку длительностей без ошибок, умение определить метр и размер на слух и зрительно. |
|||
Начало 2 семестра |
Базовый |
Знает круг понятий, необходимых для упражнений по развитию музыкального слуха: лад и его элементы, знаки альтерации; нотацию и правописание; ритм, метр, темп; интервалы и их обращение, аккорды; принципы построения интервалов и аккордов в тональности и от звука; Умеет записывать, играть на клавиатуре, определять на слух и по нотам виды интервалов, аккордов; записывать, играть на клавиатуре, определять на слух и по нотам метроритмические построения, опираясь на жанровую природу ритмического движения; использовать навыки владения элементами музыкальной речи на клавиатуре и в письменном виде. . Владеет навыками чтения нот, гармонического анализа произведения.
|
Оценка «3» ставится за неуверенное владение терминологией, слабо выраженные навыки анализа музыки, построение аккордов и интервалов с большим количеством неточностей, слабое знание кварто-квинтового круга. |
Оценка «4» ставится за грамотное использование профессиональной лексики и достаточное владение навыками анализа, построение аккордов и интервалов с малым количеством неточностей, прочное знание кварто-квинтового круга, умение делать несложный гармонический анализ |
|||
Оценка «5» ставится за уверенное использование терминологии в процессе анализа, безошибочное построение аккордов и интервалов, прочное знание кварто-квинтового круга, умение делать несложный гармонический анализ, точно идентифицируя элементы музыкальной речи. |
|||
Окончание 2 семестра |
Продвинутый |
Знает: круг понятий, необходимых для упражнений по развитию музыкального слуха: лад и его элементы, знаки альтерации; нотацию и правописание; ритм, метр, темп; интервалы и их обращение, аккорды; принципы построения интервалов и аккордов в тональности и от звука; понятия мотива, фразы, предложения, периода; виды периодов Умеет: записывать, играть на клавиатуре, определять на слух и по нотам виды ладов; записывать, играть на клавиатуре, определять на слух и по нотам отклонения и модуляции, используя знаки альтерации; записывать, играть на клавиатуре, определять на слух и по нотам метроритмические построения, опираясь на жанровую природу ритмического движения; записывать, играть на клавиатуре, определять на слух и по нотам интервалы и их обращения, аккорды и их обращения; анализировать музыкальные построения с точки зрения музыкального синтаксиса; использовать навыки владения элементами музыкальной речи на клавиатуре и в письменном виде; Владеет профессиональной терминологией для осуществления целостного анализа музыкального произведения и умеет применять критерии целостного анализа к созданию исполнительской концепции произведения.
|
Оценка «3» ставится за недостаточное знание теоретической терминологии, ошибочное определение функций аккордов в произведении, слабое, с ошибками и остановками исполнение цепочки аккордов, слабое ориентирование в тональной системе, слабое знание ладов, умение определять звукоряд лада в нотном тексте. |
Оценка «4» ставится за достаточное знание теоретической терминологии, не всегда точное определение функций аккордов в произведении, точное, но не неуверенное исполнение на инструменте цепочки аккордов, хорошее ориентирование в тональной системе, уверенное знание ладов, умение определять звукоряд лада в нотном тексте. Оценка «5» ставится за хорошее знание теоретической терминологии уверенное и безошибочное исполнение на инструменте мелодий, уверенное ориентирование в тональной системе, хорошее знание ладов, умение определять звукоряд лада в нотном тексте.
|
Типовые задания
для письменных проверочных работ
Итоговая контрольная работа по музыкальному воспитанию для студентов 1 курса АИ.
Темы: Буквенные обозначения звуков и тональностей, ритм (размер, группировка), интервалы.
1. Перепишите, расставив такты в соответствии с размером и правильно сгруппируйте длительности, определите тональность.
2. На данный поэтический текст (на выбор)сочините ритм, подпишите над словами, оформите его в произвольно-выбранном ритме, сгруппируйте правильно. Использование распевов допускается. Затем необходимо проговорить получившийся ритмо-поэтический комплекс:
1/ Ты рябинушка, ты кудрявая
Ты когда взошла, когда выросла?
2/ Вы не дуйте-ка, ветры буйные,
Не шумите, леса зеленые.
3. Интервалы:
1) что такое интервал?
2)В каких двух формах проявляется интервал?
3)Перечислите виды консонансов, которые вы знаете.
4. от звуков a, es, h, постройте все большие интервалы (простые) в басовом ключе.
5. от звуков as, d, cis постройте все малые интервалы в скрипичном ключе.
6. Определите все интервалы, возникающие мелодически.
7. Сделайте энгармоническую замену вершины интервала и постройте вниз интервал той же ступеневой величины.
8.
9. Постройте все 4 вида трезвучий от звука es.
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений и навыков. Требования к видам оценочных средств
Требования к зачету 1 семестра:
-знание буквенного обозначения звуков и тональностей
-группировка длительностей в размере ¾, 6/8
- сочинение ритмического рисунка на предложенный поэтический фрагмент
- построение простых интервалов от звука вверх и вниз
- определение интервалов в нотном тексте
-энгармоническая замена звуков
-обращение интервалов
Требования к зачету 2 семестра:
- знание видов мажора и минора
Построение аккордов с разрешением (трезвучий, септаккордов и их обращений)
Мелизмы
Знак сокращения нотного письма
Виды неаккордовых звуков
Перечень и характеристика оценочных средств
Ведение конспектов лекционных занятий |
ü конспекты должны носить систематический характер ü конспекты должны вестись в одной тетради ü конспекты лекций должны полностью соответствовать изложенному преподавателем материалу ü конспекты предоставляются преподавателю при сдаче теста по итогам изучения дисциплины |
Работа с литературой, источниками |
ü работа с литературой, источниками должна носить систематический характер ü работа с литературой и источниками должна сопровождаться конспектированием наиболее значимых моментов изучаемых работ в тетрадь ü конспект работы или источника должен содержать библиографические данные, план работы, изложение базовых тезисов авторского текста, изложение собственного отношения к изучаемому материалу ü литература и источники должны давать всестороннее и представление об изучаемом явлении и событии |
Анализ музыкальных произведений |
ü выполняется устно ü четко соответствует поставленной задаче: анализ отдельных элементов музыкального языка, формы или целостный анализ произведения ü выполняется по плану ü опирается на теоретический материал, изученный по данной теме |
Тестирование знания теоретического материала по изученной теме |
ü тестирование выполняется письменно ü тестирование предполагает письменный ответ на данные вопросы ü ответы на поставленный вопрос должны быть четкими и лаконичными ü ответы должны даваться в строго отведенное для этого время |