Контакты:
-
Евгения Александровна БасоваУчитель
Модуль IV. Особенности русского литературного процесса в XX веке
1. Литература рубежа веков
Серебряный век как целостный культурно-исторический феномен. Влияние философии, научных открытий, религиозно-мистических исканий, социальных явлений на развитие литературы. Роль идеи художественного синтеза (синтеза искусств) в этот период. А. Белый о трех кризисах: жизни, мысли, искусства. Поиски новых художественных средств для выражения нового национального сознания – основа появления модернистского искусства. Соотношение модернистского искусства и декадентских настроений.
История развития символизма в России. Символизм – первое проявление модернизма на русской почве. Влияние философии В. Соловьёва и поэтики А. Потебни на символизм. Символизм как теория и литературно-художественная практика. Теоретики русского символизма (Н. Минский, Д. Мережковский, А. Белый, В. Брюсов). Первые сборники русских символистов. Деятельность «старших» и «младших» символистов (эстетика и практика): образы-символы в лирике Ф. Сологуба, В. Брюсова, А. Блока, К. Бальмонта; религиозно-философская мысль в творчестве З. Гиппиус; исторические мотивы и образы в творчестве Дм. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Блока. Жанровое своеобразие искусства символизма (лирика, проза, литературно-критические статьи).
Особенности художественного мира А. Блока. Периодизация творчества. Лирика А. Блока. Поэтические циклы «Ante lucem», «Стихи о прекрасной даме», «Пузыри земли», «Город», «Снежная маска», «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Родина»: композиция, структура, эволюция лирического героя. Образы-символы в циклах. Тема пути в творчестве поэта. Образ Родины. Поэма «Возмездие». Художественные открытия Блока.
История развития: теоретические трактаты Н. Гумилёва, Н. Кузмина, О. Мандельштама – внимание к «вещному миру», интерес ко «всечеловеческой культуре», «культ сильного человека». Лирический герой в поэтических циклах Н. Гумилёва (понятие «адамизма» – культ сильной личности в стихотворениях «Конквистадор», «Орёл», «Капитаны», особенности реализации идеи силы в стихотворении «Жираф»). Деталь, её функции в лирике О. Мандельштама и А. Ахматовой. «Тоска по всечеловеческой культуре» в лирике О. Мандельштама («гипербореи»).
Акмеистские сборники Ахматовой, Мандельштама, Гумилева.
Соотношение между модернизмом и авангардом. Общие черты движений авангарда: деформация прошлого; отрицание всего рационального; игровой элемент; радикальная реформа поэтического слова; эпатаж: подмена творческого акта символическим жестом, выражающим отчаяние перед лицом жестокости мира. Эстетические основы и поэтика футуризма: отношение к предшествующей литературной традиции; футуризм и технологическая цивилизация; концепция человека; предмет искусства. Реформа художественного языка. Маринетти как центральная фигура футуризма. Особенности русского футуризма. История развития, эстетика русского футуризма: «гилейцы», «кубофутуристы», «будетляне»; «эгофутуристы» (И. Северянин), «Центрифуга» (Б. Пастернак). Открытия кубофутуристов: В. Хлебников, В. Маяковский, Вас. Каменский (поэтическая техника, герой, конфликт), демократизация искусства.
Особенности поэтического мира и лирического героя в дооктябрьском творчестве В.В. Маяковского. Своеобразие ранней лирики Б. Пастернака. Сборники «Близнец в тучах», «Поверх барьеров». Особенности лирического героя.
Ранняя лирика М. Цветаевой. Особенности лирического героя. Ранние сборники «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь»: темы детства, идеального и реального, конфликт «я – вы», бунтарские мотивы. Художественные поиски М. Цветаевой.
Историческая и социокультурная ситуация в период 1920-1930-х годов. Вмешательство государства в развитие искусства и литературы. Проблема творческого метода. Судьбы романтизма, классического реализма и модернизма в этот период. Жанрово-видовые и стилевые процессы этого периода. Основные художественные направления. Основные литературные группы и объединения: «скифы», комфуты, имажинисты, «Серапионовы братья», Пролеткульт, РАПП, ЛЕФ, конструктивисты, «Перевал», полемика между ними. Оформление концепции социалистического реализма. Создание Союза писателей.
Творчество пролетарских поэтов: героический пафос, тема созидания «нового мира», образы-символы завода, машины, железа, «космизм», идея «мировой революции» (А. Гастев, Н. Герасимов, В. Александровский, В. Казин, И. Садофьев). Новокрестьянская поэзия: темы и образы деревенской жизни и русской природы, мифологические и народнопоэтические образы, утопические иллюзии (Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков, С. Есенин). Творчество поэтов-представителей дореволюционных поэтических школ. Новый этап в творческом развитии В. Брюсова, А. Блока. Художественные искания А. Белого, М. Волошина, Н. Гумилёва, Н. Асеева в годы революции и гражданской войны. Образ революции в их творчестве. Творчество К. Вагинова, Д. Хармса, Н. Заболоцкого. Жанрово-тематическое своеобразие лирики Э. Багрицкого, М. Исаковского, А. Твардовского, Я. Смелякова. Поэма А. Твардовского «Страна Муравия»: сюжет, композиция, народно-поэтический склад поэмы.
Эстетические взгляды В. Маяковского: программные стихотворения, статья «Как делать стихи». Тематическое и жанровое многообразие лирики Маяковского, основные темы и мотивы. Концепция лирики у Маяковского. Эволюция лирического героя. Героическая лирика Маяковского времён революции («Ода революции», «Левый марш» и др.). Идея о действенном участии поэзии в строительстве нового мира. Тема революции и тема любви в поэмах «Люблю» и «Про это», особенности композиции, жанровой формы, стиля и поэтики этих поэм. Сатира Маяковского. Поэтика гротеска в стихотворениях «Прозаседавшиеся», «О дряни». Галерея сатирических типов в стихотворениях «Помпадур», «Служака», «Подлиза» и др. Традиции Гоголя и С.-Щедрина в сатире Маяковского. Творчество Маяковского в критике и литературоведении.
Народнопоэтические истоки творчества Есенина. Концепция поэтического образа в эстетическом трактате «Ключи Марии». Творчество Есенина в годы революции и гражданской войны. Поэтическая концепция революционного мира в сборнике «Преображение». Отражение социально-нравственных крестьянских идеалов в поэме «Инония». Проблематика поэмы «Анна Снегина»: личность и история, судьбы деревни в революции. Специфика создания образов крестьян. Тема любви в поэме, образ героини. Жанрово-стилевое своеобразие поэмы. Исповедальные мотивы в поэме «Чёрный человек».
Этапы жизни и творчества М. Цветаевой. Судьба М. Цветаевой в постреволюционную эпоху. Стихи Цветаевой о революции и гражданской войне 1910-1920-х годов («Дон», «Московский герб: герой пронзает гада…», «Есть в стане моем – офицерская прямость…», «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!..»): путь от апологии белого движения к осмыслению гражданской войны как народной трагедии. Концепция любви в лирике М.Цветаевой 20-х годов («Пригвождена», «В мешок и в воду – подвиг доблестный!..» и др.). Творчество М. Цветаевой чешского периода эмиграции. Мифологизация лирической героини Цветаевой (циклы стихотворений «Сивилла», «Федра», «Ариадна», «Магдалина»). Проблематика и поэтика поэтического цикла Цветаевой «Провода». Тема творчества («Поэты»). Образ Поэта и России в поэтических циклах М. Цветаевой «Стихи к Блоку», «Стихи к Пушкину». Своеобразие литературных портретов в поэтических циклах, посвящённых А. Блоку, А. Ахматовой, В. Маяковскому. Жанр лирической поэмы в творчестве М. Цветаевой. «Поэма Горы»: реализация цветаевской концепции любви. Поэтика названия, своеобразие композиции произведения. Творчество М. Цветаевой парижского периода эмиграции: основные мотивы и образы. Тема творчества и избранничества. Тема России («Тоска по родине! Давно…», цикл «Стихи к сыну»). Переосмысление смерти в циклах «Надгробие», «Стихи сироте».
Этапы жизни и творчества О.Э. Мандельштама, развитие его поэтического мировоззрения. Основные сборники стихов, их своеобразие. О. Мандельштам как основоположник «семантической поэзии». Изображение исторических и личностных потрясений в сборнике стихотворений О. Мандельштама «Tristia». Основные образы и мотивы сборника. Реализация мотива единства любви и смерти в «Tristia» О. Мандельштама. Цикл «Летейские стихи»: проблема поэтического вдохновения. Значение античной темы в сборнике. Поэтический сборник О. Мандельштама «Стихи 1921-1925 годов»: осмысление современности как начала новой эпохи и рождение поэтики нового типа. Основные мотивы и образы сборника: мотивы вины и совести («Умывался ночью на дворе…», «1 января 1924» и др.), образ «Века-зверя». Представление о миссии поэта и культуры, формирование «естественной иррациональной поэзии». «Грифельная ода»: синтез человеческого и природного творчества. Литературные подтексты «Грифельной оды». Поздняя лирика О. Мандельштама: своеобразие эстетических установок поэта. Поэтический цикл «Армения»: создание образа истинного искусства. Своеобразие лирического героя и его отношений с государством и веком. История создания и фактическая основа стихотворений «Мы живем, под собою не чуя страны…», «Холодная весна. Бесхлебный робкий Крым…». Тема любви и гибели в стихотворении «Мастерица виноватых взоров…». «Воронежские тетради» О. Мандельштама: основные мотивы и образы.
Поэзия А. Ахматовой в годы революции и гражданской войны. Лирическая книга «Подорожник»: патриотические мотивы в книге. Лирическая концепция современности, тема гуманизма, трагический пафос, тема любви в книге «Anno Domini MCMXXI». Тема творчества в цикле «Тайны ремесла». Пушкинская тема в творчестве А. Ахматовой: статьи, комментарии, заметки, стихотворения. Тема творчества, стихи, посвящённые поэтам-современникам. Поэма «Реквием»: творческая история, время публикации, глубина постижения народного горя в поэме, тема гуманизма, образ Матери, своеобразие жанра и композиции, общественное и художественное значение поэмы. Поэзия А. Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Тема Родины в цикле «Ветер войны». Основные черты поэтики позднего творчества А. Ахматовой. Цикл «Северные элегии». «Поэма без героя»: творческая история, замысел, сплав исторического и биографического, традиции русской поэзии в поэме. Итоговый сборник «Бег времени». Лирическая книга «Сестра моя жизнь»: целостность и композиционная стройность художественного мира книги, гармоническое единство природного и человеческого, любви и творчества, жизни и поэзии, основные мотивы и образы, особенности поэтики и стиля.
2. Мифопоэтика романа Ф.Сологуба «Мелкий бес»
Творчество Ф.Сологуба в контексте развития «старшего символизма» в русской литературе. Роман «Мелкий бес»: история создания. Поэтика названия романа, историко-литературный контекст, в который включено произведение. Своеобразие художественного конфликта, реализация модернистского двоемирия в произведении. Система персонажей. Образ Передонова, его идейно-символическое значение. Интертекстуальность как прием создания образа Передонова. Пародийность мотива поиска невесты в романе. Быт и бытие: проблема художественного пространства и времени в романе. Мифопоэтика романа «Мелкий бес». Миф о Недотыкомке. Линия Саши Пыльникова, элементы декаданса в произведении: подмена этики эстетикой.
3. Особенности литературного развития первой половины XX в.
Возникновение театра, связанного с массовыми театрализованными празднествами. Агиттеатр, его жанры. Отражение в драматургии общего состояния мира: раздробленность, прерывистость действия. Создание образа народной массы. Становление драматической хроники, героико-революционной драмы («Шторм» В.Билль-Белоцерковского, «Любовь Яровая» К. Тренёва, «Бронепоезд 14-69» Вс.Иванова, «Разлом» Б.Лавренёва). Вс. Мейерхольд и театральные искания 20-нач.30х годов. Драматургия Маяковского. Пьесы «Клоп» и «Баня»: основные сатирические образы, принципы типизации, соединение комического и трагического, роль картин будущего. Поиски путей изображения личности в водовороте истории в драматургии М. Булгакова.
Конкретно-историческая образность в освоении современности. Широта охвата действительности. Сюжетники и орнаменталисты. Ведущие жанры. Роль малой и средней эпической формы в прозе начала 20-х г. Героическая повесть («Падение Даира» А. Малышкина, «Партизанские повети» Вс. Иванова). Социально-бытовая повесть («Андрон Непутёвый» А. Неверова, «Виринея» Л. Сейфуллиной). Повесть об интеллигенции в революции («В тупике» В. Вересаева, «Мирская чаша» М. Пришвина). Расцвет сатирических жанров (В. Катаев, М. Булгаков, А. Платонов, И. Ильф и Е. Петров). Тема революции и человека, конфликт человека и власти в произведениях Б. Пильняка «Голый год», «Повесть непогашенной луны», А. Серафимовича «Железный поток», Д. Фурманова «Чапаев», М. Шолохова «Донские рассказы», А. Фадеева «Разгром», И. Бабеля «Конармия», М. Булгакова «Белая гвардия», А.Н. Толстого «Хождение по мукам». Различия в трактовке революции и её последствий у разных авторов. Образ «нового» человека в литературе этого периода.
Дореволюционное творчество Е. Замятина. Повесть «Уездное»: бытописание и гротеск. Повесть «Островитяне»: сатира и философия повести. Литературно-критические выступления Е.Замятина 20х гг. Роман «Мы»: жанровая природа; связь с традициями западноевропейской (Г.Уэллс, А.Франс) и русской (А.Пушкин, Ф. Достоевский) литературы; роль фантастики в произведении; дневниковая форма повествования, своеобразие психологизма; проблематика и идейное содержание романа, проблема взаимоотношений личности и государства; влияние романа на развитие жанра антиутопии. Новеллистика Замятина: рассказы «Пещера», «Русь», «Наводнение».
Творчество М. Горького 1920-х годов. «Несвоевременные мысли»: история России и характер народа в трактовке Горького, два типа революционера – «временный» и «вечный», противопоставление классового и общечеловеческого начал, идея о нерасторжимой связи нравственности и политики, трактовка понятий «культура» и «культурная революция», проблемы правды, свободы слова и печати. Роман «Дело Артамоновых»: социально-историческая и философская проблематика, семейная хроника как жанровая основа повествования, природа конфликта в романе, принципы создания характеров, их дифференциация, место Тихона Вялова в системе романных оппозиций. «Жизнь Клима Самгина» как итоговый роман Горького. Вопрос о жанровой природе романа: элементы исторической и семейной хроники, романа воспитания и философского романа. Проблемы исторических судеб России, интеллигенции, личности и народа в романе. Система образов и приёмы создания характеров. Клим Самгин как художественный тип, мотив двойничества. Проблема авторской позиции в романе.
Место сборников «Донские рассказы», «Лазоревая степь» в становлении Шолохова-романиста. «Тихий Дон» как роман-эпопея, раскрывающий историческую судьбу донского казачества на переломном этапе жизни страны. Жанровое своеобразие произведения. Проблематика романа: народ и революция, народ и личность, катаклизмы социальной истории и общечеловеческие, семейные ценности. Особенности композиции произведения. Дом и дорога как ведущие мотивы романа. Природа трагического в романе. Система образов в произведении, типичное и исключительное в характерах и судьбах героев. Образ Григория Мелехова, истоки его трагедии. Стиль романа, народная основа языка. «Тихий Дон» в критике и литературоведении. Место романа «Поднятая целина» в творчестве М.А. Шолохова. Проблематика, система образов, язык романа.
Своеобразие стиля и языка произведений Платонова: способы создания впечатления естественности мысли и высказывания. Рассказы и повести середины 20х годов. Историческая притча «Епифанские шлюзы». Роман «Чевенгур»: жанрово-композиционное своеобразие, элементы романа воспитания и романа-путешествия, конкретно-историческая и философская проблематика произведения, трагическое и комическое в романе. Модель «нового» мира в повести «Котлован», проблемы счастья и смысла жизни в трактовке героев повести, образ ребёнка в произведении. Жанрово-стилевые особенности повести, поэтика названия. Проза Платонова 30-х годов. Трансформация мотивов и образов «Чевенгура» и «Котлована» в повести «Ювенильное море». Идея абсурдности социальных экспериментов в прозе Платонова. Открытие положительного содержания жизни, необыкновенного в повседневном в повестях «Фро», «В прекрасном и яростном мире».
Творчество М. Булгакова. Образ интеллигента-гуманиста в «Записках юного врача». Нравственно-философская позиция Булгакова в сатирических повестях («Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»). Революция и эволюция в осмыслении Булгакова. Гротеск у Булгакова. Пьеса «Дни Турбинных», её связь с романом «Белая гвардия», проблематика, система образов, традиции чеховской драматургии в пьесе, полемика вокруг пьесы, роль пьесы в истории театра 20х годов. Мотив трагедии белого движения в пьесе «Бег», проблема выбора и вины в пьесе, её жанровая природа, глубина психологических характеристик. Трагифарс «Зойкина квартира», мастерство Булгакова-комедиографа. Проблематика и жанровая природа романа «Белая гвардия», историческое и автобиографическое начала в романе, эпиграфы и их значение, особенности сюжетно-композиционной структуры, поэтика контрастов в романе, сны и их функция в произведении, символические образы в романе (дом, город, метель, звезда). Творческая история романа «Мастер и Маргарита», проблема жанра, многоплановость композиции, особенности хронотопа, приём «роман в романе», сочетание конкретно-исторической и гротескно-фантастической образности. Судьба художника в романе, образ Мастера. Тема любви в романе, образ Маргариты. Мотив трагической судьбы гуманистов в истории человечества, образ Иешуа. Нравственно-философские оппозиции добра и зла, веры и безверия, красоты и безобразия, жизни и смерти в произведении.
4. Новеллистика М.Зощенко 1920-30-х годов
Сатира М.Зощенко. Фантастическая проза (А. Грин, А. Толстой, А. Беляев). Активизация романной жанровой тенденции. Поиски новых романных форм. Эпопейное начало в прозе 20-х годов. Споры о герое постреволюционной литературы. Особенности конфликта в прозе М.Зощенко 20-х годов. Этический и культурно-исторический планы развития конфликта. Модели сатирического и юмористического сюжета в малой прозе М.Зощенко. Типология персонажей в рассказах М.Зощенко. Эволюция образа маленького человека в его творчестве. Источник и приёмы создания комического в рассказах М.Зощенко.
5. Противостояние личности и государства в русской литературе ХХ века. Проблема «простого человека» в малой прозе А.И. Солженицына
Значение творчества А.И.Солженицына в русской литературе и общественной жизни страны II половины ХХ века. Изображение лагерной жизни в рассказе «Один день Ивана Денисовича»: быт и бытие. Судьба человека в рассказе «Один день Ивана Денисовича»: образ Ивана Денисовича. Проблема «человек в неволе» в рассказе «Один день Ивана Денисовича»: образы Алёши и капитана Буйновского. Изображение власти в рассказе «Один день Ивана Денисовича»: лейтенант Волковой. Советская деревня и «Матрёнин двор» в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор»: пространство и время в произведении. Тема праведничества в рассказе «Матрёнин двор»: образ Матрёны Васильевны. «Русский характер» в рассказе «Матрёнин двор»: концепция национальной судьбы по Солженицыну.
6. Особенности литературного развития второй половины XX в.
Особенности русской литературы 40-50-х годов ХХ века. Тема войны в литературе этого периода. Русская литература времён Великой Отечественной войны. Песенное творчество военных лет. Темы и образы Родины и народа, природы и истории в лирике военных лет (К. Симонов, О. Берггольц, Н. Тихонов). Первые опыты художественного освещения войны в прозе («Непокорённые» Б. Горбатова, «Народ бессмертен» В. Гроссмана, «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» М. Шолохова). Правда о войне в произведениях В. Некрасова «В окопах Сталинграда», В. Гроссмана «За правое дело». Драматургия времён войны: «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова. Память войны, тема и образ Родины в послевоенной поэзии. Новые тенденции в изображении Великой Отечественной войны в послевоенной литературе («Судьба человека» М. Шолохова)
Поэмы А. Твардовского 40-50-х годов. Художественный мир поэмы «Василий Тёркин». Своеобразие жанра и композиции «книги про бойца». Образ Тёркина, его собирательность. Изображение войны в поэме. Поэма «Дом у дороги»: жанр, проблематика, основные образы. Тема войны, трагедия народа и индивидуальных судеб в военную эпоху. Особенности стиля и языка. Соединение публицистических и лирико-исповедальных мотивов в поэме «За далью – даль». Поэтическое осмысление действительности в произведении. «Даль» как многозначный образ в поэме. Своеобразие жанра и композиции. Особенности лирики Твардовского 60-х годов: темы памяти, преемственности поколений, покаяния в стихотворениях этих лет. Этическое и философское осмысление истории страны в поэме «По праву памяти». Образ отца в поэме, его противостояние образу «отца народов». Элементы риторики и публицистики в произведении. Поэтика заглавия. Своеобразие языка и стиля. Деятельность Твардовского на посту редактора журнала «Новый мир».
Роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба»: нравственно-философское осмысление Отечественной войны. Проблема свободы в романе. Исторические личности в романе. Судьба романа. Тематическое и жанровое многообразие творчества Леонова начала 20-х годов: сказка, сказ, восточная легенда и др. («Бурыга», «Гибель Егорушки», «Туатамур»). Темы интеллигенции и революции, послеоктябрьской деревни («Конец мелкого человека», «Петушихинский пролом»). Философское и социально-бытовое содержание романов Леонова 20-30х годов: «Барсуки», «Вор», «Соть», «Скутаревский». Своеобразие композиции, языка, стиля произведений. Особенности авторской позиции. Тема исторических судеб народа, русской науки и культуры в романе Леонова «Русский лес». Природа конфликта в романе, его социально-исторические и нравственные истоки. Образы Вихрова и Грацианского, их противостояние в романе. Тема преемственности поколений, образ Поли Вихровой. Изображение Великой Отечественной войны в романе. Образ русского леса в романе, его многоплановость. Особенности архитектоники произведения, мастерство психологического портрета, роль реалистической детали и символики в романе.
Творчество Б. Пастернака. 30-50-х годов. Лирическая книга «Второе рождение»: развитие темы взаимоотношений природы и человека, тема творчества и творца, смысла искусства, своеобразие композиции книги, особенности поэтики. Роман «Доктор Живаго»: художественное своеобразие, особенности композиции и системы образов, лиризм романа. Художественное осмысление трагических коллизий эпохи. Концепция личности и её роли в истории. Юрий Живаго и Антипов-Стрельников как герои-антагонисты. Библейские мотивы в романе. «Стихотворения Юрия Живаго»: место и значение цикла в структуре романа, композиция цикла, основные мотивы и образы.
Творческий и жизненный путь Солженицына. Значение его творчества в русской литературе и общественной жизни II пол. XX века. Первые публикации в советской периодике. Противостояние личности и государства в романах «В круге первом», «Раковый корпус», их проблематика, жанрово-стилевое своеобразие. «Архипелаг ГУЛАГ» как «опыт художественного исследования». История создания, проблематика, композиция. Историософская концепция Солженицына в эпопее «Красное колесо», особенности композиции, проблематика. Изображение исторических личностей в трактовке Солженицына (Николай II, Столыпин, Ленин, Сталин и др.) Автобиографическая проза («Бодался телёнок с дубом»). Публицистика Солженицына («Жить не по лжи», «Письмо вождям Советского Союза», «Как нам обустроить Россию»).
Появление «лирической прозы» как выражение интереса к судьбе личности, к индивидуальному началу в народной жизни («Капля росы», «Владимирские просёлки» В. Солоухина, «Дневные звёзды» О. Берггольц и др.).
Сложность и противоречивость поэтического развития в 50-60е годы. Роль поэзии в отражении атмосферы времени. Творчество поэтов фронтового поколения. Поэзия «шестидесятников». Социальные и художественные поиски поэтов новой волны: Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского. Развитие жанра поэмы. Расширение гуманистической и нравственно-эстетической проблематики в поэзии 60х гг. Творчество Б. Окуджавы, романтическая условность и красочность его лирики; сборники «Острова», «Веселый барабанщик», «Арбат, мой Арбат». «Тихая лирика» в русской литературе 60-х гг. ХХ века. Тема родины и тема деревни в поэзии Н. Рубцова. Традиции С. Есенина в его творчестве. Поэзия А.С. Кушнера: единство природы и культуры.
«Деревенская проза» как особое явление в литературе середины ХХ века, как особая творческая общность, становление и развитие. Обращение к трагическим событиям коллективизации; изображение прошлого и настоящего русской деревни в свете общечеловеческих проблем; художественное освоение народного бытия, народных традиций; историческая память; философия природы «естественного мира»; русский национальный характер в произведениях С. Залыгина, В. Тендрякова, Б. Можаева, В.Распутина, Е. Носова, Ф. Абрамова и др. Деревенская тема в творчестве В. Белова. Судьбы деревни в современности и истории. Идея естественного порядка жизни в повести «Привычное дело», оппозиция добра и зла в повести «Плотницкие рассказы». Онтологический характер проблематики деревенской прозы В. Белова.
Проблематика, жанровое и стилевое многообразие творчества Шукшина. Проблемы народа и духовных ценностей общества как определяющие содержание прозы и кинодраматургии Шукшина. Своеобразие новеллистики Шукшина. Специфика жанровых форм: «рассказ-судьба», «рассказ-характер», «рассказ-исповедь» (В. Шукшин). Циклы рассказов «Сельские жители», «Характеры», «Земляки»: ситуации и конфликты, психологизм, полифонизм. Специфика героя. Концепция народного характера у Шукшина. «Калина красная»: специфика жанра (киноповесть), характер и судьба Егора Прокудина. Исторический аспект проблемы народа и концепции народного характера в романе «Я пришёл дать вам волю». Образ Степана Разина в трактовке Шукшина. Особенности жанра романа. Своеобразие сатиры Шукшина. Жанры фантастической сказки и сатирической повести в его творчестве («До третьих петухов», «Энергичные люди», «А поутру они проснулись…»). Единство трагикомического и сатирического.
Новое о человеке на войне, углубление антивоенной темы в «военной прозе», расширение и обогащение представления о героическом в произведениях «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева, «Убиты под Москвой» К. Воробьёва. Г. Бакланова, Б. Васильева, В. Астафьева, А. Адамовича, В. Кондратьева, В. Быкова.
Кризис в русской литературе 70-х-начале 80-х годов и его причины. Реакция литературы на социальный застой и моральную деградацию общества. Основные темы и проблемы этого периода историко-литературного процесса. Отражение в литературе социальных потрясений 80-90-х годов. Расцвет публицистических жанров. «Возвращённая» литература как часть историко-литературного процесса конца ХХ века. Произведения Д. Гранина, М. Дудинцева, А. Приставкина, А. Рыбакова.
Возрождение просветительской традиции русской литературы в 70-е годы. Проблема внутреннего мира человека, борьба человека с обезличивающими обстоятельствами. Интеллектуальный процесс, раздумье, сомнение как сюжетообразующие факторы. Особенности поэтики интеллектуальной прозы: притчевость, аллегоричность, приоритет метафизического плана изображения мира, совмещение временных рядов, сюжетные модели диспута, спора, ориентация на миф и архетип. Роман Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей». Человек и история как центральная проблема творчества Ю. Трифонова. «Городские повести» Трифонова.
Социальная, нравственная и философская проблематика в пьесах А. Вампилова («Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске»). Типология героев Вампилова. «Старший сын»: особенности драматического конфликта, главные герои и возможность их духовной эволюции, роль в сюжете случайности, парадокса, превращение комической ситуации в драматическую. «Утиная охота»: жанровое своеобразие («монодрама»), проблематика и конфликт, роль ретроспекции в композиции пьесы, роль символических деталей. Образ Зилова: «драма несостоявшейся жизни». Смысл заглавия пьесы. Жанр сатирической комедии в творчестве Вампилова («Провинциальные анекдоты»). Художественные открытия Вампилова, традиции и новаторство в его драматургии.
Возрождение модернистской традиции в русской поэзии. Эстетические принципы поэтов-«новоакмеистов». Принцип всеобщей личностной связи и художественный образ культуры в «семантической поэтике». Утверждение нераздельности природы и культуры, онтологическое значение культуры, созидание реальности словом в поэзии А. Тарковского и Д. Самойлова. Элегическая традиция в поэзии Б.Ахмадулиной. Пейзажная лирика Ю.Мориц: бытие природы и Вселенной.
7. Проблема взаимоотношений человека и природы в произведения XX века
Темы природы, науки и человека науки в творчестве Л. Леонова: тема взаимоотношений человека и природы в романе «Соть»; тема науки и судьбы учёного в романе «Скутаревский»; герой-созидатель и герой-разрушитель в пьесе «Половчанские сады»: образы Маккавеева и Пыляева; тема природы в публицистике Л. Леонова. Природа конфликта в романе в Л. Леонова «Русский лес», его социально-исторические и нравственные истоки: образы Вихрова и Грацианского, их противостояние в романе; тема преемственности поколений в романе «Русский лес», образ Поли Вихровой; образ русского леса в романе, его многоплановость, символика образов леса и родника в романе. Проблема взаимоотношений человека и природы в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой»: старики и старухи в повести: поиски нравственного идеала в характерах героев; тема диалога поколений в повести (Дарья – Павел – Андрей); символические образы в повести (Хозяин Матёры, царский листвень), их функции в произведении. Взаимоотношения человека и природы как ведущая тема произведения «Царь-рыба» В. Астафьева (образ Акима). Образ природы в повести В. Астафьева «Сон о белых горах». Ассоциация между человеком и природой как принцип построения художественного мира произведения
8. Проблема формирования личности в цикле В.Астафьева «Последний поклон»
Своеобразие художественного мира Астафьева, особенности тематики и проблематики его произведений, элементы автобиографизма в них. Изображение нравственных устоев народной жизни в цикле «Последний поклон». Образ ребёнка и народные типы в цикле, его жанрово-стилевое своеобразие. Изображение войны как трагедии в повести «Пастух и пастушка», особенности композиции и системы образов в ней. Символические образы в реалистическом контексте. Изображение городской среды в романе «Печальный детектив», связь проблематики произведения с предшествующим творчеством Астафьева. Поэтика заглавия. Проза и публицистические выступления Астафьева 80-90х годов. Цикл философских миниатюр «Затеси». Новое в осмыслении войны в романе «Прокляты и убиты».
9. Границы и содержание понятия «Современная литература России»
Становление женской прозы 1980-1990-х годов: динамика, проблематика, поэтика. Творчество Е. Тарасова, С. Василенко, И. Полянская, М. Палей, Л. Петрушевская, Н. Садур, Н. Горланова, Т. Набатникова, Т. Тайганова. Женская беллетристика XXI века (2000-е годы): В. Токарева, Л. Улицкая, Г. Щербакова. Перформативность «женского». Категории «детского» в женской прозе 2000-х годов (Е. Садур, И. Денежкина, С. Лулу, К. Букша). «Женское письмо» как игровое моделирование гендерного Другого (М. Рыбакова, К. Ткаченко, В. Черных). Лингвистический эксперимент в прозе В. Нарбиковой. Интертекстуальная игра в текстах В. Пелевина, М. Елизарова, М. Шишкина.