Цель освоения дисциплины
Дисциплина является этапом подготовки студентов к осуществлению исполнительской (музыкально-корреспондентской, лекторской) и педагогической деятельности в части
формирования и развития музыкального мышления учащихся, их аналитических способностей; воспитание гармонично развитой личности, в будущем успешно реализующей себя в профессиональной деятельности преподавателя, музыканта-просветителя, музыкального журналиста, руководителя музыкального коллектива.
Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины. Результаты освоения дисциплины
В результате изучения «Современной гармонии» обучающиеся по специальности "Теория музыки" должны освоить следующие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ПК 2.8. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе работы над концертными программами.
В результате освоения дисциплины «Современная гармония» студенты специальности «Теория музыки» должны
уметь:
выполнять гармонический анализ современного музыкального произведения, характеризовать гармонические средства в контексте содержания музыкального произведения;
знать:
эстетические принципы современного музыкального искусства;
технические и выразительные возможности языка современной музыки;
вертикальные структуры, ладовые формы, принципы тональной организации;
современные техники композиции.
Место дисциплины в подготовке выпускника
Дисциплина «Современная гармония» изучается на указанной специальности в 8 семестре на 4 курсе. Программа принадлежит к общему профессиональному учебному циклу.
«Современная гармония» на специальности «Теория музыки» завершает изучение блока музыкально-теоретических дисциплин. Это итоговая дисциплина, где используются знания, приобретенные на предметах анализа музыкальных произведений, полифонии и, особенно, гармонии. Задачи дисциплины напрямую связаны с задачами указанных дисциплин и предполагают работу с музыкой 20 столетия в формах и методах, выработанных на уроках других музыкально-теоретических дисциплин.
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 57 часов, из них 19 час – аудиторные мелкогрупповые занятия, 19 часов – самостоятельная работа студентов.
| № | Форма обучения | Курс | Семестр | Всего часов | Лекц. | Практ. | Инд. (УП) | СРС | 
| 1 | Очная | 4 | 8 | 57 | 19 | 19 | 
 | 19 | 
Формы промежуточной аттестации
| 8 семестр | 
| Зачет | 
| Тестирование теоретических знаний | 
Тематический план
| № | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | Аудиторные | СРС | ||
| 
 | ||||||
| Лекц. | Практ. | Инд. | ||||
| 8 семестр | ||||||
|  | Основные эстетические тенденции в музыкальном искусстве XX века | 3 | 2 | 
 | 
 | 1 | 
|  | Гармония в музыке XX в. | 6 | 2 | 2 | 
 | 2 | 
|  | Хроматическая тональность: расширенная и с диссонантным центральным элементом | 6 | 2 | 2 | 
 | 2 | 
|  | «Старая» и новая модальность в музыке XX века 
 | 6 | 2 | 2 | 
 | 2 | 
|  | Полигармония и формы ее проявления 
 | 3 | 1 | 1 | 
 | 1 | 
|  | Атональность свободная и организованная 
 | 9 | 3 | 3 | 
 | 3 | 
|  | Алеаторика: ее виды, приемы, способы нотации 
 | 3 | 1 | 1 | 
 | 1 | 
|  | Сонористика: терминология, виды 
 | 3 | 1 | 1 | 
 | 1 | 
|  | Электронная музыка: определение и виды | 3 | 1 | 1 | 
 | 1 | 
|  | Минимализм: эстетика и технологии 
 | 6 | 2 | 2 | 
 | 2 | 
|  | Стилевые взаимодействия в музыке XX века. Полистилистика 
 | 3 | 1 | 1 | 
 | 1 | 
|  | «Инструментальный театр»: эстетика и основные установки | 4 | 2 | 
 | 
 | 2 | 
|  | Зачет 
 | 2 | 2 | 
 | 
 | 
 | 
| 
 | Итого: | 57 | 19 | 19 | 
 | 19 | 
