Древнерусская литература

Особенности средневекового мировоззрения. Литература в контексте культуры средневековой Руси. Периодизация древнерусской литературы Специфические черты средневековой литературы. Стили эпохи русского средневековья, их проявление в литературе. Канон и литературный этикет. Особенности изображения человека в древнерусской литературе. Специфика системы жанров древнерусской литературы. Особенности древнерусской письменной культуры. Возникновение письменности в Древней Руси. Ранние памятники древнерусской книжности. Особенности древнерусской рукописной книги. «Остромирово евангелие» – памятник древнерусской письменности XI в.

Переводные произведения в древнерусской литературе. Общекультурное значение Евангелий. Патристика, её роль в становлении славянской письменности. Особенности и происхождение апокрифов. Проповедническая литература в древнерусской словесности. Специфика и происхождение жанра проповеди. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. Специфика жанра хождения в древнерусской литературе: «Хождение» игумена Даниила. Летописание в контексте древнерусской культуры. Истоки русского летописания. Принципы построения русских летописей. Формы летописного повествования. Концепция русской истории в «Повести временных лет». Исторический контекст и идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве».

Агиография в древнерусской литературе. Происхождение жанра жития. Агиографический канон. Типы житий. Агиографический канон. Идейное и художественное своеобразие «Сказания о житии и погублении Бориса и Глеба», «Жития Феодосия Печёрского» «Жития Александра Невского». Патерик как жанр агиографической литературы. «Киево-Печёрский патерик». Житийная литература в XIV-XV веках. Новый агиографический стиль в древнерусской литературе. «Плетение словес». Абстрактный психологизм. Творчество Епифания Премудрого. Идейно-художественное своеобразие «Жития Сергия Радонежского».

Эволюция жанра хождения в древнерусской литературе: «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Историко-культурная ситуация XVIвека. «Великие Минеи-Четьи», «Степенная книга», «Домострой» как памятники обобщающего характера. «Повесть о Петре и Февронии»: традиции народной сказки и западноевропейского эпоса в произведении. Общерусские летописные своды. Публицистика в Древней Руси. Публицистический характер и стилевое своеобразие посланий Ивана Грозного и Андрея Курбского. XVII  век– переходная эпоха. Формирование литературы нового типа. Изменение ценностных ориентаций литературы. Признаки литературы Нового времени в литературе XVII века. Изменения в жанровой системе. Писательская деятельность и художественное новаторство Аввакума. Отступление от житийного канона в «Повести о Юлиании Лазоревской». Жанр повести в древнерусской литературе ХVII в. («двойнические» повести, бытовые повести, сатирические повести). Барокко в западноевропейской литературе и культуре. Отличие русского барокко от западного. Тип героя в литературе барокко. Диапазон жанровых форм барокко. Поиски новых форм и литературные эксперименты в барокко. Книжное стихотворство в древнерусской литературе. Драматургия в древнерусской литературе. Литературная деятельность Симеона Полоцкого.

4.3. Нравственно-политическая концепция в «Поучении» Владимира Мономаха

Духовная литература. Личность Владимира Мономаха. Жанровая специфика произведения. Письмо преподобного оптинского старца еросхи монаха Амросия к превосходительной NN.

4.4. «Повесть временных лет»: специфика жанра

Жанр летописи в древнерусской литературе, специфика жанра. Повесть временных лет объединяет рассказы из библейской истории, этнографические сведения о древних славян, устные легенды о первых князях. Принцип построения повести. Сюжет и герой в повести. Мир произведения – энциклопедия жизни русского народа. Образ Олега. Крещение Руси. Строительная деятельность Ярослава и похвала книгам.